Проверочная работа по русскому языку в 10классе на тему: Изобразительно — выразительные средства изображения

Проверочная работа по теме «Изобразительно- выразительные средства языка».
1.Соотнесите тропы и их определения.
1.метафора.
Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

2.Метонимия.
Сильное преуменьшение размера, силы, значения.

3.Перифраза (парафраза).
Употребление слов в переносном значении на основе сходства.

4.Ирония.
Замена названия лица, предмета или явлений описанием существенных признаков или указанием на их характерные причины.

5.Литота.
Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.


2.Назовите троп, который использован
1.в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
2.в изображении пешеходов в повести «Невский проспект».
Здесь вы встретите усы чудныездесь вы встретите такие талии(Гоголь)
3.в финале стихотворения «Железная дорога»
Выпряг народ лошадей- и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.(Некрасов).
4.в монологе Фамусова:
Не то на серебре- на золоте едал.(Грибоедов).
5.в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.(Гоголь).
Варианты ответов:
А) ирония;
Б) олицетворение;
В) синекдоха;
Г) метонимия;
Д) гипербола.

3.Определите вид эпитета.
А) постоянный;
Б) изобразительный;
В) эмоциональный;
Г) метафорический.
1.Ночевала тучка золотая(Лермонтов)
2.Вот идёт он к синему морю(Пушкин).
3.Дубовый листок оторвался от ветки родимой/И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.(Лермонтов).
4.Роняет лес багряный свой убор(Пушкин).

4.Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1.Эпифора.
Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления смысловой значимости.

2.Антитеза.
Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в контексте.

3.Эллипсис.
Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

4.Градация.
Одинаковое построение соседних предложений и ли отрезков речи.


5.Параллелизм.
Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления.


5.Назовите синтаксический приём, который
1.подчёркиваетавторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный9Пушкин).
2.использован для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край.(Фет)
3.придаёт яркость описанию природы:
Осенью ковыльные степи обычно изменяются и получают свой особенный ,самобытный, ни с чем не сходный вид.(Аксаков).
4.использован для усиления выразительности:
Где стол был яств, там гроб стоит.(Державин).
5.передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя:
Нет, я хотелбыть может, выя думал,
Что уж барону время умереть.(Пушкин).
Варианты ответов:
А) анафора,
Б) антитеза,
В) умолчание,
Г) инверсия,
Д) градация.

6.Какие худ средства использованы в стихотворении Пушкина?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?