Открытый урок «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа»


Тема урока: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Цель урока: В вокальных упражнениях и произведениях, достичь единую манеру звучания и ясность произношения.
Задачи:
Образовательная:
- на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.
- овладеть вокально-певческими навыками, дать понятие – «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.
- развитие художественных способностей – музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.
2. Развивающия:
-развивать интерес учащихся к хоровому пению; -развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
- развить творческую фантазию, воображение;
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся; - воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, стулья, нотный материал.
Тип урока: урок-повторение , закрепление умений и навыков
Форма проведения : коллективная
Методы обучения: 
наглядно-слуховой
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
эмоционально-образный
проблемно–поисковый;
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Распевание.
4. Работа над музыкальными произведениями.
5. Подведение итогов.
.
1. Приветствие учителя:
- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Итак, начинаем наш урок. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими сегодня на нашем уроке. Встали все.
Е.Ю: Здравствуйте ребята( по Т53-до мажор)
Учащиеся: Здравствуйте 3 раза в тональности до мажор.(Т53-Т6-Т53)
Е.Ю: Улыбнитесь друг другу -садитесь!
Мы проснулись подтянулись(потягиваются)
Зубки мы почистили (язык чистит зубы)
Ушки мы погладили (массаж ушей)
Бровки наши удивились (брови гладим)
Щечки наши улыбнулись (щечки помассировали снизу вверх)
Глазки наши распахнулись (помаргали)
Е.Ю: Молодцы. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Учащиеся: Хорошее
Е.Ю: Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!.
А тема нашего урока сегодня «работа над дикцией и артикуляцией» Сегодня на уроке мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песен и упражнений. Ведь дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. А артикуляция-это работа артикуляционного аппарата то есть(губ, рта, языка –всего лица в целом.)
Итак начнем:
Артикуляционная и дыхательные упражнения
- губы: «трубочка »- вытянуть вперед губы натянуть их на зубы и открыть рот при этом помочь руками ,
- щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.
2. По очереди толкать язычком щеки.
- язык: 1. Покусать язык.
2. Щелкать языком -«часики»- далеко-близко, по руке учителя.
- «Шарик» набрать воздух (не поднимая плечи), задержать на 2-3 сек., выпускать медленно на звук «с». Учитель ведет счет. То маленькая дырочка то большая. Главная задача избавиться от воздуха.
- «Пчелка» набрать воздух (не поднимая плечи), задержать на 2-3 сек., выпускать медленно на звук «ж»-«ш».Связки это 2 шнурочка- которые отвечают за звонкость, звонкие согласные – звенят, а глухие согласные –нет, их надо заставить звенеть не нарушая воздушную струю.
- скороговорки. (произносим внятно с четкой дикцией и хорошим настроением!) говорим все вместе одновременно по моей руке.
- «Ехал Грека через реку», «…», «Бык тугогуб», «Шла Саша» Барашеньки-крутороженьки. и т.д.). (быстро и коротко) берем активный вдох а на выдохе произносим скороговорку.
3. Распевание.
Задача упражнений - довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки и подготовить голосовой аппарат к активной работе.
Повторение правил для пения: спинка прямая, плечи не поднимаем, нижняя челюсть расслабленна.
1. Ма-ме-ми-мо-му (пение на одном звуке) поем округляя и мягко исполняя все гласные звуки. Следить за ровностью звука,плавно,дыхание берем носиком.
2. На гласную «у» (на высоких звуках головной резонатор)- остренькая, на стакатто, щечки, уголки, животик - все помогает, и конечно радостное настроение.
3.Да-де-ди-до-ду (следите за четким произношением согласных, но при этом следим чтобы гласные не укорачивались).
4.Гамма до мажор -по сказке Буратино( каждый сказочный герой, соответствует определенному образу, а так же штриху на пример Мальвина поем на какой штрих? штрих Легато ( тянем голос без толчков , как один продолжительный звук, как бы растить голос , а теперь Буратино на штрих Стокатто- отрывисто, остренько.
5. Ти-ри ти-ри ти-ри ти-ри (вдох не длинный) четко артикулируем каждый звук.
6. Сейчас мы вспомним песню «Я на солнышке лежу» на слоги Та-ду-ди-да ту-ди-да , дыхание активно берем, воздух не выходит вместе со звуком)челюсть свободна, не зажимаем, улыбка на лице. Очень хорошая дикция
7. Следующая песня - Буратино на слоги «Ри-ки- та-ки бу-ки бом! Очень активные согласные. При этом помогая себе движениями.
4. Работа над музыкальными произведениями.
-Сейчас для вас наш концертмейстер Елена Ивановна сыграет известную вам песню, а вы должны угадать, и сказать как она называется?
Ответы учащихся: Баба-Яга (Молодцы!)
«Баба яга », муз. сл.Л.Марченко.
На прошлом уроке мы с вами разучили 1 куплет . Какой характер этой песни? (веселая, шуточная)
сейчас мы с вами споем 1 куплет активным шепотом, чтобы были понятны не только слова, но и характер песни, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.
Будьте внимательны! ( крепкие, активные согласные,- мягкие согласные)
Работа над согласными:
Шипящую ш» -состоит из одного шума –ее смягчить.(Ежке-Ножки)
Глухую «к» - ее спеть твердо
губные согласные б - п, требуют активности губных мышц, чётком произносим.
в работе над гласными - Округление гласных достигается через прикрытие звука
ё- «йо», «е»- «йэ». произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго.
Недостатки:
- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;
- делать правильные ударения в словах – взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог.
На следующем уроке мы продолжим с вами работу над этой веселой песней.
.Есть в лесу избушка,
  Там живёт старушка,
  А зовут её – Яга.
  Все её ругают,
  И детей пугают:
 «Очень страшная она!»
                        Припев: « Не ходите к Бабке – Ёжке,
                                          У неё кривые ножки,
                                          Нос крючком, глаза косят,
                                          Страшной злобою горят!»
                                          Но смеялись громко детки,
                                          Ели сладкие конфетки,
                                          Чай с малиной, мёдом пьют,
                                          Чай с малиной, мёдом пьют,
                                          Песни весело поют.
2.Как-то Ёжка
  Чай пила из плошки,
  Вдруг увидела себя.
  В обморок упала,
  И себе сказала:
«Люди правду говорят!»
                           Припев:
3.Зарыдала Ёжка,
  Сидя у окошка:
  «Я ужасна! Это – факт!»
  Но гулял Серёжка
  Мимо, по дорожке
  И сказал ей: «Всё не так!»
                            Припев: «Умывайся чаще Ёжка,
                                             Улыбайся хоть немножко,
                                             Нос припудри, будь добрей –
                                             Станешь людям ты милей!»
                                             И смеялись громко детки,
                                             Ели сладкие конфетки,
                                             Чай с малиной, мёдом пьют,
                                             Чай с малиной, мёдом пьют,
                                             С Ёжкой песенки поют! «Дружат дети всей земли» сл. В.Викторова муз.Д.Львова-Компанейца
Естественный свободный звук без крика и напряжения. Округление гласных пение на стакатто и легато.
Шире круг, шире круг,(стаккато)
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат пчёлка и цветок,(легато)Дружат лист и мотылёк,Дружат реки и леса,Дружат в хоре голоса.
Шире круг, шире круг,(стаккато) Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!Дружат солнце и весна,(легато)Дружат звёзды и луна.Дружат в море корабли,Дружат дети всей земли!
Шире круг, шире круг,Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!

А как вы думаете что такое эхо? ( повторяются звуки)
А музыкальное эхо? (музыкальные звуки) Сейчас я буду петь, а вы должны за мной повторитьВы будете моим эхо.Ваша задача слушать меня внимательно иповторять.
Недостатки и исправления:
- не чёткий звук «р» - пропевать утрированно шире круг
- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;
- делать правильные ударения в словах – взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог - проговорит текст песни активным шепотом;
Колобок муз.Струве сл. В.Татаринова
. Кто там катится в далиБез тропинок, без дорог?Ты зачем на край землиРазбежался, Колобок?
Припев:Колобок, Колобок,Ну, куда ты, дружок?Ну, какой тебе прокУбегать за порог?
2.- Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл. Не попался на зубок, Вот какой я Колобок!
3. На пригорок, на горбок,Через поле и лесокПолечу я, Колобок,Жаль, что я не голубок!
4. Снова мчался Колобок,Улыбался Колобок.С кем встречался Колобок —Похвалялся Колобок.
5. Он и волку, и лисеВсё хвалился и хвалился…Ну, а дальше знают всеДо чего он докатился!
- петь песню в характере – эмоционально окрашено - весело, задорно, легко
Чтобы делает песню более интеерснее, выразительной и ярче?
Д: Движения!
5. Подведение итогов.
- Ну, что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работе. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях,  скороговорках,
Что же такое дикция в целом?
Ученики: - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
Педагог
- Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции. Цель нашего занятия достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.
Домашнее задание:
- Доучить текст песню Баба Яга , проговаривать его четко, активным шепотом. Учить скороговорки, работая над дикцией и артикуляцией.
Спасибо всем за внимание. Урок окончен.
т