Семинар : профессиональная компетенция воспитателя


«Профессиональная компетентность педагога ДОУ»
(семинар для воспитателей)
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.
4. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
5. Повлиять на профессиональное становление педагога.
1. Введение в тему педсовета.
2. Работа с теоретическими понятиями по теме педсовета (сопровождается презентацией)
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций. О ее значимости нам расскажет логопед.
Какие еще компетентности можно дополнить?
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Деловая игра
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
«Этап Мозговой штурм»
Задание1- выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные.
Записываются любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время работы – 10-15 минут.
Презентовать модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут.
На ватмане записываются качества.
После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.
Мы подошли к тому, что современный педагог должен обладать многими компетентностями в разных направлениях, а особенно в педагогике. Сейчас я вам предлагаю пройти небольшие интеллектуальные соревнования.
Нам необходимо выбрать наблюдателя заведующая, которая будет оценивать работу команд.
Задания к каждой группе педагогов:
1 Задание
1. в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство воспитателя?
2. каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
Вопрос обоим командам каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
2 задание
Перечислите качества, которые нежелательны, не создают комфорта при общении:
Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 людей.
3 задание. Ответьте на вопрос:
1. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
2. Какой месяц короче всех? (Май- три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. В каких программах полнее раскрыта система воспитательно- образовательной работы с детьми- в парциальных или комплексных? (в комплексных- основные направления развития, в парциальных- одно или несколько)
6. Кто считался основоположником советской дошкольной педагогики? (Н. К. Крупская в 17 году разработала муниципальную программу – по устройству бесплатных яслей и детских садов для дошкольного возраста)
4. задание о ФГТ
1. Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы? (10)
2. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
(- Специально организованные занятия -НОД
-Совместная деятельность воспитателя и детей
- Самостоятельная деятельность
- Взаимодействие с семьями воспитанников)3. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим? (наблюдение)
4. Сколько в русском языке гласных букв? (10)
5. задание Ситуации: их предлагается решить в соответствии с требованиями ФГОС и профстандарта.
- Ребенок несется и врезается в грязь. Он радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.
- Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.
- Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем – то очень заняты.
- Ребенок отказывается убирать игрушки.
7. В каком документе говорится:
1. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
2. Что должно повлечь за собой введение нового профессионального стандарта педагога? (изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации).
3. Какое определение стандарта по вашему мнению лишнее?
• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
• Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
• Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
• Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
• Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
4. Закончите фразу - Профессиональный стандарт педагога– рамочный документ, в котором определяются основные требования к его (квалификации) .
5. Где может применяться проф. стандарт?
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
6. Перечислите некоторые компетенции воспитателя согласно проф. стандарту
Педагог дошкольного образования должен.
7. Как оценивается профессиональная деятельность педагога дошкольного образования (только комплексно) .Вот и подошло к концу наше педагогическое состязание. Возможно кто-то узнал много нового, а кто-то вспомнил уже знакомые данные. Но я думаю, что эта игра прошла с пользой для каждого из нас.
А сейчас предоставляем слово наблюдателю (оценивается работа команд), вручаются медали.