Конспект на тему: Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).


Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Автор УМК: Школа 2100 Р.Н.Бунеев
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
Тип урока: изучение нового
Цель урока: способствовать развитию умения находить ключевые слова в тексте, выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки
Задачи урока:
образовательные:  Учить выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки; выявить положительные и отрицательные черты героев произведения, выяснить основные отличия.
развивающие: Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.
воспитательные: Воспитывать интерес детей к чтению произведений большого объёма и интерес к миру художественной литературы.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:Личностные: - высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживают» текст сказки.
Регулятивные: - понимать учебную задачу урока;
- оценивать свои достижения на уроке; анализируют собственную работу – соотносят план.
Познавательные: - общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; логические –делают выводы; осуществляют сравнение героев произведения.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать представление о двух мирах в сказках Л.Н. Толстого;
- познакомить с двумя мирами в сказках;
- совершенствовать умения работы в нахождении текста в произведениях;
- формировать умения работать с учебником.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник литературного чтения Р.Н.Бунеев 2 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, раздаточный материал, клей-карандаш.
Материалы для учителя: технологическая карта, учебник литературного чтения, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
Организационный момент Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.
Добрую сказку я помню с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
Приветствуют учителя. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивыАктуализация опорных знаний Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.
На презентации надпись:
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Ребята, сегодня мы будем знакомиться с отрывком из сказки» Приключения Чиполлино»
Но для того, чтобы нам начать работу нужно потренироваться говорить правильно. Давайте прочитаем скороговорку тихо и медленно.
- Молодцы, ребята, у вас хорошо получается, теперь давайте ее прочитаем немного быстрей и чуть громче.
- Отлично, а теперь самое сложное. Давайте ее прочитаем быстро и громко.
- Замечательно. Теперь мы можем приступить к работе. Отвечают на вопросы учителя.
Развивающие: понимать учебную задачу урока
Познавательные: отвечать на вопросыРазвитие умений - Проверка домашнего задания.
– Что вы можете рассказать о тех героях сказки Дж. Родари, которые упоминаются на с. 21 Тетради по чтению (задание 4)?
Выразительное чтение 1-й части.
Вопросы после чтения:
– Кто главные герои этой части? (Кум Тыква, синьор Помидор.)
– С кем ещё мы познакомились?
– Кого вам жалко? Почему?
(Кум Тыква для своего домика всю жизнь покупал кирпичи и, когда почувствовал, что становится стар и не может работать, решил построить дом из 118 кирпичей. Получилась «крохотная конурка». Жить в нём можно было только сидя. Но синьор Помидор отобрал домик и сказал: «Ты построил этот дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням...» – и посадил пса Мастино его стеречь.)– Стал ли кум Тыква защищать свой домик? Что же он делал? (Щипал себя за бороду и вздыхал.)
– Какой характер у него был? (Несмелый, робкий.) Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Познавательные: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления.
Регулятивные: учебную задачу урока.
- Работа с текстом 2–3-й части.
1. Работа с текстом до чтения.
– Перечитайте название главы (подзаголовок), которую мы читаем (с. 154).
– О чём мы узнаем, прочитав следующие части главы?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение текста 2-й части
2) Вопросы после чтения 2-й части:
– Чем занимался Чиполлино, работая у сапожника Виноградинки?
– Какими словами автор рисует жаркий день?
– К какой хитрости прибегнул Чиполлино? Перечитайте.
– О какой особенности характера Чиполлино говорит эта хитрость?
(Может разыграть другого – «сыграть с ним шутку».)
– Чиполлино отказался помочь псу. Почему?
– Можно ли сказать, что Чиполлино равнодушен к окружающим, отказывается помочь? (Нет, он «от души жалел» пса.)
– Каким же ремеслом занимался пес? Почему оно было не по душе (т.е. не нравилось) нашему герою? (Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив.)
3) Чтение текста 3-й части
Вопросы после чтения 3-й части:
– Какими словами автор рисует очень жаркий летний день?
– Что же придумал Чиполлино?
(Решил хитростью усыпить пса.)
– Перечитайте те реплики Чиполлино, из которых видно, что у него есть чувство юмора.
– Каким ещё мы видим Чиполлино в этой сцене?
(Находчивым, сострадательным, готовым помочь.)
– Для чего же всё это задумал наш герой?
– Почему пёс Мастино поверил Чиполлино?
– Какие две глупости «проглотил» Мастино?
(Об очищении воды и о всегда полной бутылке.)
– Вспомните, каким был кум Тыква в части 1. Изменился ли он? Прочитайте. (Лицо его выражало неописуемую радость.)
– Что означает это выражение?
(Эта радость была так велика, что её невозможно описать словами.)
– Чиполлино сделал доброе дело, но он испытывает чувство вины. Прочитайте слова, которые это подтверждают.
(Бедный пёс, прости, ласково погладил.)
– Что ещё можно сказать о характере Чиполлино?
5) Выразительное чтение диалога Мастино и Чиполлино по ролям.
Работа с текстом после чтения.
Озаглавливание частей текста. Заголовки записываются в виде
плана (задание 3 в тетради на с. 20).
1) У кума Тыквы отбирают домик.
2) Мастино изнемогает от жажды.
3) Чиполлино исполняет свой план:
а) Чиполлино «пьёт» из волшебной бутылки.
б) Мастино выпивает всю воду.
в) Чиполлино переносит пса в замок.
Пересказ текста 3-й части от имени Чиполлино и от имени Мастино.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока
Познавательные: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления
Подведение итогов урока – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Проводят оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные: понимать учебную задачу урока
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение
Д/ЗСтр. 154- пересказ. Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные: понимать учебную задачу урока
Познавательные: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником
Рефлексия - Посмотрите на слайд, давайте определим, как мы справились сегодня с работой. Отвечают на вопросы. Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке