Конспект внеклассного мероприятия Романса свежее дыханье…


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Чигоракская средняя общеобразовательная школа




Конспект внеклассного мероприятия
"Романса свежее дыханье..."





















Ход мероприятия
Приветствие учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы приглашаем вас на встречу с русским романсом...
В русском романсе чудесно слились два восхитительных потока - очарование поэзии и волшебство музыки. Он рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье и печали. Романс воспевает красоту природы, печалится о прошлом, заглядывает в будущее.
(В. Тропинин "Гитарист", 1823)
Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
Они уносят дух - властительные звуки!
В них голос плачущей разлуки.
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
И петь, и плакать, и любить.
В.И. Красов "Звуки", 1835
"Из истории русского романса" (выступление ученицы).
Трудно встретить человека, который бы ничего не знал о романсе. Романс - это небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (на фортепьяно, гитаре и т.п.).
(П.А. Федотов "Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепиано", 1849)
Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке. В Россию романс пришел в 18 веке, первые русские романсы сочинялись на французском языке. Однако русский романс уходит своими корнями в национальную песенную традицию. 19 век - расцвет русского романса. Причина этого легко объяснима. Недаром 19 век называют "золотым веком" русской литературы. Для этого времени характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека. Обращение к душе человека, к его внутреннему миру, к его чувствам мы находим в лучших лирических стихотворениях Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, А.Толстого, Тютчева, Фета... Многие из них положены на музыку известных композиторов и стали замечательными романсами.
Во второй половине 19 века жанр романса разделился на две ветви: бытовой романс и классический. Бытовой, или городской, романс - авторское произведение.
(И.М. Прянишников "Жестокие романсы",1889)
Исполняли бытовой романс в кругу семьи, среди близких и друзей, в разных слоях общества, часто под аккомпанемент гитары. Самые известные композиторы бытового романса: А.А. Алябьев, одним из первых воплотивший в музыке лирику А.С. Пушкина, автор романса на стихи А. Дельвига "Соловей" А.Е. Варламов, создавший около 200 романсов и песен, в том числе "На заре ты ее не буди..." на стихи А.А. Фета, П.П. Булахов, А.Л. Гурилёв.
Послушаем романс "В лунном сиянье...", который, несмотря на свой солидный возраст, в исполнении О. Погудина звучит удивительно ярко и свежо.
( Лунный зимний пейзаж. В.Л. Боровиковский "М.И. Лопухина", 1797, и другие женские портреты художников 18 века).
Один из самых ранних русских романсов - романс "Гори, гори, моя звезда..." Его создатель и первый исполнитель П. Булахов. Романс был знаменитым в свое время, очень популярен он и сейчас. Такие вещи вневременны. Это произведение навеяно автобиографическими мотивами. Трудно поверить, что ему почти двести лет. Удивительный по красоте романс и сегодня помогает нам пережить невзгоды, находить утешение, ощущать радость бытия.
Перед нами картина русского художника 18 века Ф.С. Рокотова "Неизвестная в розовом платье" (портрет А.П. Струйской). Невозможно оторвать глаз от лица этой прелестной женщины. Ее светлый образ словно проникает через мглу веков в наши души. Ее взгляд загадочен и неуловим.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Н. Заболоцкий
Думаю, этот образ и строки Н. Заболоцкого очень близки романсу "Гори, гори, моя звезда...", который прозвучит в исполнении женщины, давно ушедшей от нас. Ее неповторимый голос, ее душа, пронзительность и чистота интонации завораживают нас снова и снова. И все слова меркнут перед таким откровением... (Звучит романс "Гори, гори, моя звезда..." в исполнении А. Герман). Мне кажется, что это произведение, очень глубокое по своему содержанию, помогает нам ощутить полноту и радость жизни.
А теперь мы поговорим о романсе классическом... (сообщение ученика).
Классический, он же "высокий", лирический или салонный романс создавался признанными композиторами на стихи известных поэтов. Основоположниками русских "высоких" классических романсов считаются М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский.
Светлое имя "Пушкин" (портрет поэта) знакомо нам с раннего детства. Русскую культуру невозможно представить без этого светлого гения. Поэзия Пушкина наполнена светом и музыкой, она вдохновила многих композиторов на создание великолепных романсов, ставших шедеврами русской музыкальной культуры. Особенно пушкинские стихи о любви. Любовная лирика полна очарования и светлой грусти...
Выразительное чтение учащимися стихотворений А.С. Пушкина ("К***", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я Вас любил...", "Что в имени тебе моем...", "Сожженное письмо", "Ты и Вы"). На экране - портреты прелестных женщин: А.П. Керн, А.А. Олениной, Е.Н. Ушаковой, Е.К. Воронцовой, Н.Н. Пушкиной. Эти шедевры любовной лирики, как и "Черная шаль", "Зимний вечер" и другие, положены на музыку известных композиторов (звучит романс "Приметы" в исполнении Е. Камбуровой). Романсы на стихи Пушкина светлы, воздушны, лиричны. Все они о любви - светлом, высоком, красивом чувстве...
Эпоха Пушкина - это эпоха очаровательных женщин и блестящих мужчин: гусар, кавалергардов, поэтов... Эпоха безумных поступков, безудержных страстей, дуэлей и поединков. Время милых увлечений и глубоких чувств... Настроение эпохи удивительно точно передано в романсе из кинофильма В. Мотыля "Звезда пленительного счастья". (Кстати, кто автор этих слов, из какого стихотворения они взяты, процитируйте источник.) "Не обещайте деве юной..." в исполнении В. Качана (фрагмент фильма "Звезда пленительного счастья").
Русская литература немыслима, непредставима без музыки. Во многих пьесах Н.А. Островского звучат русские романсы. Известно, что А.Н. Островский очень любил цыганское пение. Цыгане, не имея красивых лирических текстов песен, стали петь произведения русских авторов, и делали это мастерски. Слушатели воспринимали их как цыганские романсы. В кинофильме Э. Рязанова "Жестокий романс", снятом по мотивам пьесы А.Н. Островского "Бесприданница", звучит несколько романсов в превосходном исполнении В. Пономаревой. Такое проникновенное исполнение никого не может оставить равнодушным. Оно пробуждает в душе самые лучшие чувства, затрагивает самые тонкие струны... Звучит романс "Я, словно бабочка к огню..." (кадры из фильма "Жестокий романс").
Романс "А напоследок я скажу..." - визитная карточка фильма - выражает чувства главной героини, Ларисы Огудаловой, с такой силой и страстью, что все отступает перед бездонной глубиной этой любви...
И.С. Тургенева, великого русского писателя, мы знаем, прежде всего, как автора "Записок охотника" и многочисленных романов и повестей: "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Вешние воды", "Ася"... Перу этого тончайшего лирика принадлежит и удивительно нежное, легкое, невесомое и одновременно глубоко философское стихотворение "В дороге"(1843), более известное как замечательный романс "Утро туманное...". (Романс "Утро туманное..." звучит на фоне русских пейзажей).
Читая стихи А.А. Фета, восхищаешься его умением видеть поэзию в обыденных, привычных вещах, стремлением каждое слово наполнить чувством, настроением, радостью жизни, запечатлеть каждый миг бытия, неуловимый, чудесный, волнующий... Недаром Фета называют первым русским поэтом-импрессионистом. Его стихи сродни картинам французских художников, где главное - впечатление, настроение, чувство... Оно в каждом штрихе, блике, оттенке цвета.
Любовью дышат женские портреты импрессионистов - любовью дышит каждое стихотворение А.Фета (женский портрет кисти О. Ренуара "Жанна Самари", 1877). Звучит романс на стихи А. Фета "На заре ты ее не буди..." в исполнении Д. Бережного.
На этой великолепной жизнеутверждающей ноте мы прощаемся с вами. О русском романсе можно говорить бесконечно, лучше все-таки его слушать. Он пробуждает в нас искренние, добрые и красивые чувства. Романс поется душой. Русский романс - душа русского народа...
До новых встреч! Всем спасибо!

Использованная литература
1. Заболоцкий Н.А. Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. - М.: Эксмо, 2007, с. 254-255.
2. Пушкин А.С. Избранное / Сост., авт. послесл. и коммент. Е.А. Маймин. - М.: Просвещение, 1983.
3. Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987, с.437.
4. Смолякова В.И. "Романса свежее дыханье...". Материал к вечеру русского романса. - ж. "Литература в школе" №10, 2007, с.45-47.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская.- М.: Педагогика, 1985, с. 240-241.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



учитель русского языка и литературы МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Лушникова М.Н., ВКК




15