Методическая разработка сценария музыкальной гостиной К.Сен-Санс Карнавал животных для подготовительной группы


Методическая разработка сценария музыкальной гостиной
«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К.СЕН-САНС
( для детей подготовительной группы)
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Добрый день! Сегодня мы опять встретились в музы-
кальной гостиной, чтобы поговорить о музыке, попытаться понять, о чем она расска-
зывает и как рассказывает.
Ребята, вы знаете, что такое «карнавал»? Послушайте музыкальные пьесу, которые
сочинил французский композитор Камиль Сен-Санс. Камиль Сен-Санс был не только
композитором, он был пианистом, органистом, писателем. Он писал стихи и комедии.
Сен-Санс родился в Париже в 1834 году. Музыку начал сочинять с пяти лет.
Родители мальчика – парижские музыканты, много внимания уделяли музыкальнымзанятиям сына, он делал большие успехи.
Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10
лет. В 1853 году, когда ему исполнилось 18 лет, с большим успехом была исполнена
его 1 симфония.
Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыку народов
других стран. Он несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских компози-
торов и охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине.
Произведения Камиля Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом,
близостью в народно-бытовой музыке.
Пьесы, которые мы сегодня послушаем, Сен-Санс назвал «Карнавала животных».
Сейчас перед нами как бы пройдут звери, которых композитор изобразил с помощью
музыки.
Кого считают царем зверей?
Первая пьеса называется «Королевский марш львов» Вы услышите торжественнуюпоступь и грозное рычание львов.
(Показ иллюстрации)
Музыку будет исполнять симфонический оркестр. Послушайте, как красиво и интерес-
но музыка звучит в оркестре.
(Сен-Санс «Королевский марш львов» в записи)
Перед нами прошли цари зверей – львы. Что особенного вы заметили в этой музыке?
(Время от времени тема прерывалась рычанием львов)
А сейчас музыка расскажет нам о знакомых персонажах – это будет музыкальная
загадка. Что вы услышите в музыке, кого она изобразит?
(Сен-Санс «Куры и петухи»)
Как музыка изобразила петухов?
(Показ иллюстрации)
Музыка похоже изобразила кудахтанье кур, повторением одного и того же звука,
которое прерывается пеньем петуха.
А сейчас прозвучит музыкальная пьеса, которая называется «Слоны»
(Показ иллюстрации)
Давайте подумаем, если бы вы были композиторами, какую музыку писали бы дляслона? Вспомните, Сен-Санс в пьесе «Королевский марш львов» отметил суровый
характер льва, его грозное рычание. В пьесе «Куры и петухи» вы слышали, как
птицы суетятся. Слон большой, тяжелый. Какими звуками можно его изобразить?
Низкими или высокими? Кто видел, как слон танцует на арене цирка?
(Слон большой, тяжелый, но может двигаться изящно, аккуратно)
Слон злой или добрый? Мы решили, что музыка, которая изображает слона должнабыть доброй, звуки низкие, музыка тяжелая, но не неуклюжая. Давайте послушаем,
с помощью какой мелодии композитор изобразил слона?
(Сен-Санс «Слоны» в записи)
Вы такую мелодию представляли?
На какой танец похожа мелодия?
(исполнение отрывка)
(На вальс)
(Показ иллюстраций «Кенгуру» и «Антилопа»)
Кто здесь изображен?
Антилопа легкая, быстроногая. А как движется кенгуру?
Сейчас будет музыкальная загадка. Вы услышите две пьесы, и сами расскажете, в ка-
кой пьесе какое из этих животных изобразил композитор.
(Сен-Санс «Антилопа», «Кенгуру» в записи)
Стремительный бег антилоп показан своеобразными фортепианными пассажами.
В пьесе «Кенгуру» легкие, прыгающие звуки – аккорды заканчиваются остановками,
как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуну.
(Показ иллюстрации «Осел»)
А кто изображен здесь?
Послушайте пьесу Сен-Санса, которая называется «Осел» и скажите, какой характер
у героя этой пьесы?
(Сен-Санс «Осел» в записи)
Какую черту характера передал композитор в пьесе «Осел»?
(Упрямство: осла подстегивают, а он – ни с места)
(Показ иллюстрации «Аквариум»)
А сейчас для вас прозвучит очень красивая пьеса, которая называется «Аквариум».
У кого из вас дома есть аквариум? Кому нравятся рыбки, водоросли?
Послушайте мелодию и расскажите, каким вы представили себе аквариум?
Кто сочинит самый интересный рассказ о музыке?
(Сен-Санс «Аквариум» в записи)
Сегодня перед нами, как на карнавале, прошли животные. Давайте вспомним, кого
мы сегодня увидели? Чьи портреты нарисовала нам музыка?
(В записи звучат вразбивку отрывки из всех прослушанных пьес, дети отгадывают)
Скажите трудно ли вам было отгадать, портрет какого животного рисует сейчас
мелодия? Почему – легко?
Музыка передавала характер животных, особенности их движения, голоса, поэтому
нам так легко и интересно было отгадывать эти музыкальные загадки.
До новых встреч, друзья!