Урок литературного чтения по теме: Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила. У лукоморья дуб зелёный» (2 класс)


Урок литературного чтения во 2 классе.
(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема. Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила. У лукоморья дуб зелёный»
Цель. Познакомить детей с вступлением к поэме «Руслан и Людмила»; начать формировать представление о логике сказочного жанра; добиться понимания  содержания; развивать навыки выразительного  чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Ход урока
I. Организационное начало урока
Вновь мы учебник открываем.
Что же ждёт нас впереди?!
Какие тайны мы узнаем?
От предвкушенья замирают
Сердца, горящие в груди!
II. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1. Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа).
2. Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный. (Кощей.)
3. Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (Русалка.)
4. Герой фольклора, имеющий отчество Горыныч. (Змей.)
5. Жених Василисы Прекрасной. (Иванушка.)
6. Единовластный государь в тридесятом королевстве. (Царь.)
Какое слово по горизонтали получилось? (Сказка.)
Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.
Сказка – это:
а) Небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) Произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) Прозаическое произведение небольшого размера.
Ответ: (б)
Сказки мы с вами будем читать,
Чтоб творчество Пушкина лучше узнать.
Прочитайте высказывание, записанное на доске.
«Сказка - не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес»
Как поняли? О каких сказках пойдет речь? (О волшебных)
Что значит «волшебные сказки»? (В них действует волшебство, чудодейственная сила, происходят чудеса) А кто поведёт нас в мир сказки? (А.С.Пушкин)
Выставляется портрет автора.
Что о нём знаете? Рассказ учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Став взрослым, А.С.Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.
Какие сказки Пушкина знаете? (Выставка книг.)
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о Попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке».
Какое бы название дали этой выставке? (Авторские сказки А. Пушкина)
Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чём она? (О том, как злой волшебник унёс со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как он и ещё три её жениха, отправились искать Людмилу, об их приключениях и счастливом конце).
III. Работа по теме урока
Откройте учебник на странице 7.
1.Работа над иллюстрацией.
Прочитайте, какой вопрос задал Миша Учёному Коту?
Так к какой сказке художник Васильев нарисовал картинку?
Вы помните, как называются картинки к произведению? (Иллюстрации)
Проверим. Для этого перевернём страницу. Учитель читает продолжение интриги.
К какому произведению эта иллюстрация? (К вступлению к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Познакомимся с этим произведением.
2.Чтение стихотворения учителем. (Дети следят по учебнику и делают пометки слов, значения которых непонятны)
 Лексическая работа.
Что такое лукоморье? Где можем найти значение этого слова? Найдите.
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске). Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Значение каких ещё слов непонятны? Давайте вместе разберёмся.
Златая, брег, песнь, чредой – это старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает «дол»? (Пространство без деревьев – долина, удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор)
Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много призраков, приведений.)
О заре – на заре.
Почему воды названы ясными? Подберите синоним. (Прозрачные).
Пленяет – берёт в плен.
Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет – сохнет.
Прихлынут – набегут на берег.
Чредой – чередой, по очереди
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница – темное помещение без окон.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд.
3.Вернёмся к нашей иллюстрации. Найдите подтверждения, что она к этому произведению. Что видите?
Могучее дерево дуб, к которому прикреплена золотая цепь;
Кота, который лежит на цепи и читает книгу;
Русалку;
Избушку на курьих ножках;
Бабу Ягу в ступе.
Найдите строчки, из стихотворения, подходящие к каждому персонажу, изображённому на иллюстрации. Что объединяет эти персонажи? (Это герои волшебных сказок) Какие свои персонажи добавил художник?
Филин в дупле;
Сказочная птица Сирин;
Рядом с русалкой на ветке сидит А.С.Пушкин.
Как вы думаете, для чего художник так это сделал? (Чтобы картинка была ещё более сказочной)
Создаётся ли у вас впечатление, что перед нами сказочный лес? (Да, он густой, заросший, непроходимый, ветки его деревьев переплетены)
Можно ли утверждать, что на иллюстрации «живой» лес? (Да, ветви его деревьев похожи на руки, которые готовы схватить любого, кто проникнет в этот лес)
Перечитайте произведение и подумайте, кто же рассказчик? (Лирический герой) Найдите подтверждение в тексте.
«И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.»
Куда он попал? (В волшебный мир) Найдите в тексте подтверждение, что мир волшебный. («Там чудеса ») Прочитайте, какие чудеса наблюдал наш герой-рассказчик?
На сколько частей можно разделить это произведение? (На три: вступление, основная часть, концовка) Прочитайте строчку, которой заканчивается основная часть. Кто в сказке обычно так говорит? (Это Баба-Яга) А в произведении А.Пушкина? (Рассказчик)
Как вы думаете, является ли рассказчик сказок частью волшебного мира? (Нет, он только наблюдает, а сам он является представителем реального мира)
Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти? Прочитайте.
«И я там был, мёд-пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало»
Где они находятся: в начале или в конце сказок? А в тексте А.Пушкина? Почему рассказчик говорит, что мёд-пиво в рот не попали? (Потому, что речь идёт о том сказочном мире, где всё нереально, выдумано)
Кот учёный у А.Пушкина умеет только сказки рассказывать? Докажите свою точку зрения строчками из текста. (Он песни заводит и сказки говорит) А герою Пушкина кот учёный поёт песни или сказки рассказывает? (Он рассказывает сказки – «Свои мне сказки говорил»)
Чтение учителем интриги на странице 10 .
На плакатик
Летучей Мыши взгляни,
Важные сведения
Там ты найди.
Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши. Что поняли?
Внимательно перечитайте стихотворение.
Обратите внимание на слово в тексте, которое выделено цветом и многократно повторяется. Как вы думаете, с какой целью это делает автор? Чтобы понять и ответить, попробуйте сказать его несколько раз вполголоса. Страшновато? Так зачем автор-рассказчик использовал этот приём? (Чтобы подчеркнуть таинственность волшебного мира)
IV. Физкультминутка
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
V. Продолжение работы по теме урока
1.Работа над выразительностью чтения.
Учитель читает произведение по частям и вместе с детьми обсуждают, как нужно читать.
1) У лукоморья дуб зеленый
Что заметили? Если бы вы строили предложение, то как бы сказали? (Нарушен порядок слов; прилагательное после существительного)
А знаете ли вы, что такой литературный приём называется - ИНВЕРСИЯ
На что хотел автор обратить наше внимание? ( Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность, воображение рисует образ.)
2)Златая цепь на дубе том (Выделяем слово златая – принадлежность к волшебному миру)
3) И днем и ночью кот ученый
Как поняли слова? (Постоянно, беспрестанно!) Как надо прочитать эти строчки?
4) Все ходит по цепи кругом;
На какое слово падает логическое ударение? Выделим голосом это слово.
5) Идет направо - песнь заводит,
Ставим паузу - // перед дефисом.
6) Налево // - сказку говорит.
(Пауза, ожидание чуда: что же будет? )
Как это передать голосом?
Прочитайте первую часть выразительно. (Заслушиваются несколько вариантов чтения)
7) Там чу-де-са:
Прочитайте следующие строчки. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним никто не ходил.
Как прочитать эти строчки? (Таинственно, так как этих зверей никто не видел)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
8) Там лес и дол видений полны;
Создадим звуковой образ этой строки, выделим ударные звуки.
[ А Э И О Э О ]
Пропоём их. Что слышится и представляется? (Простор, бескрайность русской природы)
9) Там о заре прихлынут волны
Кого накрывало волной? Какое возникало ощущение? (Дух захватывает) Попробуйте передать это голосом.
10) И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской.
Слова брег, чредой – какой придают оттенок речи? (Придают речи торжественность.)
11) Чтение следующих 10 строк. О чём говорится в эти строчках? Вспоминаются герои различных волшебных сказок.
Как нужно прочитать эти строчки. (С интонацией перечисления)
12) Там русский дух Там Русью пахнет!
Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? (Гордость за Россию)
Передайте это голосом. У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго.
13) Самостоятельное чтение последних четырёх строчек.
Как надо прочитать эти строчки? Расставьте паузы.
И там я был, // и мёд я пил; //
У моря видел дуб зелёный; //
Под ним сидел, // и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Прочитайте выразительно всё стихотворение.
2.Чтение продолжения интриги учителем на странице 11.
Что для человека является в жизни самым важным и ценным? (Семья, друзья, наше прошлое, наши обычаи) Как понимаете значение слова «обычаи»?
Обычаи - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Как кот объяснил. Почему дуб – это тоже «ценное»? Найдите ответ в учебнике. Какое слово требует поиска значения в Толковом словаре? Откроем толковый словарь и найдём значение слова «предки».
Предки – это древние предшественники по роду.
Вспомните, кого ещё из мира природы древние люди считали своими предками? (Зверей и птиц; доказательство мы можем найти в русских народных сказках, так как в них животным давали имена людей)
VI.Работа по тетради для самостоятельной работы №1
Откройте тетрадь на странице 4.
Выполнение задания №2.
Прочитайте стихотворение «Дерево».
О чём оно? (О необычном дереве) Что вас удивило? Найди строчки, из которых видно, что дерево огромное. Подчеркните их одной чертой. Найдите строчки, в которых жизнь дерева сравнивается с жизнью человека. Подчеркните их двумя чертами. Чем необычно это дерево? (Оно включает в себя всю семью: и дочек, и сыновей, и дедов древних) Это дерево – прародитель и его можно назвать тотемом.
VII.Итог урока
Что нового узнали на уроке? Вам понравился урок? Какими мыслями и чувствами поделились бы с вашими родителями?
Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением урока.
Домашнее задание:
1.Выучить наизусть законченный отрывок (Или до слов «И с ними дядька их морской», или начиная со следующей строки до конца).
2. По желанию – нарисовать рисунок к одному из эпизодов.


5

6

4

3

2

1