Конспект урока по изобразительному искусству Объёмные изображения в скульптуре (6 класс)


Умения личностные:
- осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно – прикладного искусства, значимость эмоционально – ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества,
- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные:
- учиться высказывать и отстаивать своё мнение, планировать время, работу, и оценивать её результат,
- анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
- понимать «язык» декоративного искусства, освоить разнообразные приёмы работы,
- создать художественный образ скульптуры кота.
Наглядный и дидактический материал:
учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс: Л.А.Неменская,
презентация «Объёмные изображения в скульптуре»,
инструкционные карты.
Художественный материал:
пластилин, доска, салфетка.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты каждого этапа
(выводы по этапам)
1.Организационный этап (1-2 мин.) Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку, организация рабочего места, отсутствующих. Приветствие учителя.
Проверка организации рабочего места. Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствующих нет.
2.Актуализация и
мотивация
(4-5 мин.) 1.Просмотр презентации. Актуализация знаний, введение в тему урока.
Вводная беседа. (слайд 1)
Сегодня мы должны ответить
на вопросы:
- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на экране?
- Как вы думаете, случайно ли они
попали сюда?
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Скульптуры, изображённые на слайде имеют объём?
- Мы видим с вами скульптуры, они имеют объём, как будет называться тема урока? Отвечают на вопросы:
- Скульптуры.
- Нет, не случайно.
- О скульптуре.
- Имеют.
- Объёмные изображения в скульптуре. Удалось заинтересовать.
Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность урока по принятию целей.
Удивилась, что ребята довольно хорошо знают этот вид искусства.
Начинаю напоминать, что взаимодействие «Учитель - ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я учусь у них.
Тема урока: «Объёмные изображения в скульптуре» (слайд 2) 2. Просмотр презентации. Осмысление учебных задач. (слайд 3)
- Что нового сегодня должны узнать на уроке?
- Как вы думаете, чему должны
научиться сегодня?
- Кто из вас может дать определение скульптура? Отвечают на вопросы:
- Какие бывают скульптуры. Из какого материала делают скульптуры.
- Лепить скульптуру.
- Это вид искусства, имеет объём,
выполняется из твёрдых материалов. 3.Изучение и закрепление первичных знаний (5 мин.)
1.Просмотр презентации. Открытие новых знаний. (слайд 4)
Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых и пластических материалов.
Скульптура делится на два основных вида: круглая и рельефная.
Круглая скульптура трёхмерная, поэтому зрителю, прежде всего, хочется её обойти кругом и посмотреть на неё со всех сторон.
Рельефная скульптура располагается вдоль плоскости, которая представляет собой основу изображения, а так же фон.
- Итак, ребята, на какие два вида делятся скульптуры?
- Круглая скульптура какая?
- Рельефная скульптура какая?
Просмотр презентации. (слайд 5)
Огромную роль в создании скульптуры играет материал.
- Посмотрите, из какого материала выполнены представленные скульптуры: глина, гранит, гипс, дерево.
Просмотр презентации. (слайд 6)
В скульптуре широко распространён анималистический жанр. Жанр изображения различных животных.
- Кто такие анималисты?
Этот жанр появился ещё в древние времена и сохранился до наших дней. Анималист – (от латинского animal - животное). Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно - образной характеристике животного, его повадок, среды обитания.
2. Просмотр презентации.
Закрепление. (слайд 7)
1.Скульптура – это…
2.На сколько основных видов делится скульптура?
3.Назовите виды скульптур.
4.Круглая скульптура имеет объём?
5.Чем отличается рельефная скульптура от круглой скульптуры?
3.Переход к творческой части урока.
- Любите вы животных?
- Хотели бы вы сегодня быть в роли скульпторов – анималистов?
- Как вы думаете, какой вид скульптуры мы будем выполнять на уроке? - Скульптуры делятся на два основных вида: круглая и рельефная.
- Круглую скульптуру хочется обойти кругом и посмотреть на неё со всех сторон.
- Рельефная скульптура располагается вдоль плоскости, представляет собой основу изображения, является фоном.
Смотрят слайд на презентации.
- Анималисты –это художники, скульпторы, фотографы, в основном посвящают своё творчество изображению животных.
- Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых и пластических материалов.
- На два основных вида.
- Круглая и рельефная.
- Имеет.
- Рельефная скульптура располагается вдоль плоскости, которая представляет собой основу изображения, а так же фон.
Отвечают на вопросы:
- Любим.
- Да.
- Вид круглой скульптуры. Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и чётко отвечали на вопросы. Не стала вдаваться в процесс изготовления скульптур, чтобы не перегружать детей.
4.Творческая часть урока. (20-23 мин.)
Просмотр презентации. (слайд 8)
Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру животного (кота).
1. Просмотр презентации. Изучение инструкционной карты.
(слайд 9) Этап заготовок.
(слайд 10) Голова кота.
(слайд 11) Туловище кота.
(слайд 12) Готовая скульптура кота.
2.Практическая работа. Выполнение скульптуры. Работа с инструкционной картой.
Предлагаю вам выполнить творческое задание.
Самое главное применить навыки наблюдения за домашними животными и передать их в своих скульптурах.
Во время практической работы – целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приёмов работы;
3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4)контроль объёма и качества выполненной работы. Ребята рассматривают скульптуру кота, представленную на слайде и на столе учителя.
Изучают этапы лепки, выбирают пластилин. Задают вопросы.
Приступают к изготовлению из пластилина скульптуры кота.
- Работают самостоятельно. Времени урока катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки. Ребята слепили интересные образы кота, но им захотелось большего: слепить косточку, миску, коврик, игрушку для кота.
Так как сразу сделали выставку готовых работ скульпторов - аниматоров – представили то, что получилось. Работали с удовольствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут и хотят больше, но пока не могут. Вижу сама урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне нравится. Некоторые ребята испытывают затруднения в своей творческой деятельности.
5.Рефлексия. (4-5 мин.)
Обобщение полученных знаний.
1.Выставка работ учащихся.
Время заканчивается, сейчас мы с вами увидим наших классных скульпторов – анималистов.
2.Общая оценка работы класса.
Оцените свои работы дети.
1)Что удалось?
2)Что не удалось?
3)Оценка учителя.
3.Закрепление.
-Кем вы сегодня были на уроке?
-Что вы знаете о скульпторах?
-Кому сегодня урок понравился?
-Кому было сложно на уроке? Почему?
-Чему вы научились?
-Кто почувствовал вдохновение?
4. Уборка рабочих мест.
5.Заключительное слово.
Работали на уроке все хорошо, старались. Молодцы!
Мне сегодня работать было с вами интересно.
Спасибо за урок!
6.Домашнее задание.
На следующий урок приготовьте альбомный лист, цветные карандаши.
Ребята выходят, ставят свои работы на стол учителя.
Зрители оценивают. Говорят о том, что удалось и что не удалось.
-Скульпторами.
-Они бывают круглые и рельефные.
-Поднимают руки.
-Поднимают руки. Отвечают.
-Лепить скульптуру кота.
-Поднимают руки.
Наводят порядок.
Записывают в дневники.Ребята оценивают работы (с того что удалось). Авторы работ во время оценки успевают рассказать о своих домашних любимцах.
Урок достиг цели. Итог, подвели, результаты увидели, они понравились не всем – несколько человек не успели собрать свои скульптуры, делают это после звонка с урока. Им было сложно лепить пластилином мелкие детали кота.