Наброски, зарисовки, эскизы бытовых предметов

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»











Методические рекомендации

По выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта», по учебной дисциплине «Основы рисунка», по специальности 270301 «Архитектура». для студентов I курса























Краснодар, 2017г.
Рецензия

на методические рекомендации по выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта», по учебной дисциплине «Основы рисунка», разработанную для студентов средних специальных учебных заведений по специальности 270301 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения "Архитектура" Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта» по учебной дисциплине «Основы рисунка», для студентов I курса , предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 270301 «Архитектура» среднего профессионального образования.
Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений , полученных ранее , и подлежащих обязательному закреплению студентами.
Содержание дисциплины состоит из 2 разделов,
В первом разделе «Геометрические структуры» студенты выполняют практическое задание по построению плоских и объёмных фронтальных и угловых объектов; изучают основы наблюдательной перспективы и правила конструктивного построения предметов постановки.
Во втором разделе студенты выполняют практическое задание по освоению техник переходят к более подробному выявлению формы с помощью светотеневых градаций.
Курс рисунка способствует развитию графической культуры и владению различными графическими техниками и материалами, так необходимыми в профессии архитектора.
В конце каждой темы проводится просмотр работ студентов за счет времени, отведенного на изучение материала.
методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского Архитектурно-Строительного техникума.


Рецензент ___________________ П.В.Казачинский
Кандидат архитектуры,
Профессор ФГОУ ВПО «Южный
институт менеджмента»




Наброски, зарисовки эскизы бытовых предметов, натюрморта


Мир вещей, предметов – гигантское поприще для
творчества. Ведь вещи – те же памятники своей
эпохи. Натюрморт дает прекрасную возможность для спокойного, длительного изучения духа предмета и
его законченного воплощения, для воспитания чувства предмета, понимание его роли в жизни общества и отдельного человека чрезвычайно важны.
От вещей расходятся круги ассоциаций, как круги
на воде – все больше, все шире!

А. Васильев

Основной задачей обучения будущих архитекторов, является научить их «видеть» материал, представлять возможности избранной графической техники, при создании художественных образов, это позволит воспитать у них навыки целостного решения изображения.
Студентам целесообразно в процессе работы над учебным натюрмортом, чередовать краткосрочные упражнения – этюды отдельных предметов, групп предметов с продолжительными заданиями. В практической работе над длительной натурной постановкой необходимо развитие творческого познания, цельного восприятия, образного мышления и воображения, концентрации внимания.
Важное место в методике преподавания натюрморта, занимает культура
освоения графических и живописных навыков и овладения спецификой материала, его художественно-изобразительной символикой, семантикой
Всё многообразие материалов и техник, используемых при работе над натюрмортом, приучает будущего дизайнера острее видеть необычное в обычном. В качестве формы организации творческого процесса развития обучающегося на занятиях по обще профессиональным дисциплинам (рисунку и живописи), имеет место отработка следующих операций:
Комбинаторики, изменения и преобразования, что, в свою очередь, обеспечивает вариативность двигательно-ручной динамики, нацеленной на постепенный переход в область художественного мышления, что повышает внутреннюю активность студента и способствует детерминированному художественному развитию.
Натюрморт (фр. nature morte - мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Изображение натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы перспективы, гармонии, приобретает техническое мастерство моделировки формы.
Чтобы создать условия, при которых студенты могут без спешки спокойно и сосредоточено наблюдать натуру, предлагается первые занятия посвятить только зарисовкам. При этом сокращать время на каждую последующую зарисовку, начиная от двадцати пяти, до пяти минут, учащиеся постепенно приучаются быстрее проводить наблюдение, анализ, обобщение.
Дальнейшая задача обучения – закрепит и довести способность учащихся наблюдать и одновременно анализировать до такого состояния, чтобы при любом зрительном восприятии обобщение происходило без особого напряжения. Можно организовать двух часовые занятия краткосрочных рисунков, которые будут состоять из трех упражнений.
Все они направлены на развитие умения ориентироваться в характере формы, и является первыми опытами в исполнении рисунков от «себя» (без натуры). На основе запаса имеющихся представлений. Первое упражнение. Сделать наброски с четырех разных бытовых предметов, форма которых составляет одинаковые геометрические фигуры, но эти предметы должны иметь детали отличающие друг от друга. Например: цилиндр, конус или усеченный конус, шор или часть шара, призма. Предметы расположить на столе, освещать сильным лобовым верхним боковым светом, чтобы тени не касались друг друга.
Второе упражнение. Сделать на одном листе от «себя» (без натуры) три наброска разных предметов, который бы по форме напоминал одно простое геометрическое тело (шар, призму, конус)
Третье упражнение. Сделать на одном листе от «себя» (без натуры) три наброска разных предметов, который бы по форме напоминал два простых геометрических тела (куб и цилиндр, призма и пирамида и др.) на все упражнения отводится 20 минут.
Четвертое упражнение. Зарисовка с одного бытового предмета, несложного по форме, но с некоторыми характерными деталями, например:
Чайник с орнаментом цветов, глиняный кувшин и др.
Задача зарисовки состоит в том, чтобы, сохраняя «цельность изображения», правильно (точность пропорций между основными частями целого) передать форму и показать наиболее характерные детали.
На втором и третьем семестре предлагаются более сложные по форме объекты, как например: много предметные натюрморты, гипсовые слепки, интерьерные постановки. Одной из существенных задач творческого натюрморта является правдивое воспроизведение воздуха, пространства, степень удаления изображаемых предметов. С этой целью предметы на переднем плане могут (как бы случайно) загораживать часть предметов второго плана. Такое расположение облегчит художнику передачу пространства.
Натюрморт обычно ставят немного ниже уровня глаз рисующего, чтобы его горизонтальная плоскость была видна в перспективном сокращении. При передаче пространственных планов в постановке натюрморта учитывают законы линейной и воздушно - цветовой перспективы. Главным средством выявления пространства в натюрморте являются свет, тон и цвет.
Надо выполнять несколько набросков и зарисовок так, чтобы, посмотрев на сделанные рисунки, можно было бы получить ясное общее представление о форме натуры и о ее характерных особенностях. Наметить нужно точки зрения на натуру, продумать компоновку и размеры набросков, зарисовок (на два учебного часа.) Во время работы разрешается переходить вокруг натуры с одного места на другое. В течение первого часа, через каждые 10 минут можно поворачивать предметы в течение одного часа, второй час поворачивая предметы, постепенно сокращая время на каждый набросок, чтобы довести до минимального 2-3 минуты.
На следующем занятии предлагается в течение первого часа исполнить серию набросков с одного предмета, например: табурет. В качестве материала рекомендуется графический карандаш «2м-3 м» для более подготовленных студентов, можно предложить другие материалы (уголь, акварель, соус). Задача всех занятий - постепенно подвести учащихся к способу наблюдения и изображения в набросках со случайной и не позирующей живой натуры и так называемому комбинированному способу (с начала- с натуры, затем - по памяти). Основное учебное назначение этих внеклассных, большей частью самостоятельных занятий учащихся - развитие пространственных представлений посредством зарисовок более крупных объектов с применением на практике, правил наглядной перспективы (линейной и воздушной).
Натюрморт – наиболее излюбленный жанр в искусстве многих художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остро современно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.
В работах известных художников мастерство и продуманность компоновки сочетаются с импровизационным блеском исполнения, размеренность и ясная логика сюжета – с неожиданностью и динамизмом тональных и цветовых решений.
В картине-натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам.
При этом в натюрмортах отражается сущность человека – его интересы, культурный уровень и сама жизнь.
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI – XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.
Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов:
– сюжетно-тематический;
– учебный;
– учебно-творческий;
– творческий.
Натюрморты различают:
– по колориту (теплый, холодный);
– по цвету (сближенные, контрастные);
– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
–по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки);
– по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
В учебном натюрморте, как и в сюжетно-тематическом, необходимо
согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм.
Учебный натюрморт носит также название академический или, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого, строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.
Вот какие рекомендации дает С.Е. Игнатьев для составления натюрморта – состоит из трех предметов (одного большого – центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;
– предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;
– маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);
– предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;
– размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).
Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче тоном, материальности вещей.








А. Барщ. Зарисовки морской раковины. Кар. Учебный натюрморт. Акварель




Учебный натюрморт для набросков. Кар. Рис. Форэскиз, Акварель



Декоративный натюрморт. Тушь , перо, Декоративный натюрморт. Гуашь. кисть.




Декоративный натюрморт. Гуашь. Студенческая работа.


Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения, выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали,









Рисунок вытянут по высоте. Студенческая работа. Кар.









Рисунок в квадрате Студенческая работа. Кар.




Рисунок вытянут по ширине Студенческая работа. Кар.

В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений.
Использование видоискателя (в листе бумаги вырезан прямоугольник, соответствующий формату основного листа) позволяет четче определить композицию натурной постановки.
Необходимо также учесть – в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает, анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), имеет большое значение в композиции натюрморта.
О важности предварительных поисковых эскизах отмечают в своих пособиях многие преподаватели, а, в частности, Л.П. Ермолаева подчеркивает, что «выбор орнаментально-ритмической основы или строя живописного произведения в технике темперной живописи производится обычно на предварительных эскизах небольшого размера (форэскизах) и заключается в поисках лучшего композиционного решения с точки зрения, нахождения устойчивого зрительного равновесия всех элементов орнаментально-ритмического строя живописного произведения».
Ю.К. Беджанов подчеркивает, что главное назначение наброска – «приобретение умения цельно воспринимать натуру, находить и передавать верные световые отношения основных объектов. Известно, что полноценный живописный строй изображения определяется пропорциональной передачей контраста различий между основными цветовыми пятнами натуры. Без этого никакая тщательная проработка деталей, рефлексов, мозаики цветных оттенков не приведет к полноценному живописному изображению».
В. Орешников заключает, что «основы композиционного мышления закладываются ещё в самой этюдной работе, потому что осмысление стоящей перед молодым художником натуры, понимание главного и второстепенного – это уже и есть начало композиционного мышления».
Вот, что высказывал о роли предварительных эскизов в живописи А. Матисс «К состоянию вдохновенного творчества мы приходим только через сознательную работу. Готовясь к творчеству, следует, прежде всего, развить свое чувство в этюдах, предусматривающих известное сходство с задуманной вещью, здесь в какой-то момент мы можем произвести отбор элементов для картины».
Необходимость форэскизов обосновывается, во-первых, тем, что они выполняют функцию поисков композиционного решения, во-вторых, при длительном изображении натуры происходит процесс привыкания к постановке, а краткосрочный эскиз даёт возможность передать первое впечатление от увиденного, и сохранить его надолго, и, в-третьих, форэскизы позволяют не портить лист бумаги при неудачной композиции.
Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступить непосредственно к рисованию.
Ю.М. Кирцер членит процесс работы над учебным натюрмортом на четыре части.: схематизацию (начальный этап упрощенного изображения общей формы), типизацию (выявлению характерных признаков формы предметов путем построения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализацию (выявление отличительных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, собирание натюрморта в единое целое).
Композиционный центр в натюрморте, может быть выявлен большей масштабностью, контрастностью и тематическим характером составляющих его предметов, их тональностью и цветовыми контрастами. В творческих тематических постановках натюрмортов и их исполнении следует практически применять те композиционные приемы и средства, которые окажутся необходимыми для большей выразительности идейного содержания.
Отбирая для постановки посуду и другие предметы, следует обеспечить не только разнообразие форм и размеров, но и разнообразие фактуры, цвета, тона.
Рекомендуется для постановки натюрморта выбирать наиболее выразительные в тематическом отношении предметы. Из них создается композиционный центр. Когда постановка натюрморта будет закончена, можно приступить к ее исполнению на изобразительной плоскости.

Общая схема этапного исполнения натюрморта



Композиционное размещение предметов. Построение формы предметов.



Первичная светотональная моделировка. Дальнейшая тональная проработка.




Обобщение деталей формы, окончательная моделировка тоном и приведение к целому.


Как подчеркивает Ю.К. Беджанов, живописный процесс с натуры предполагает особый порядок ведения работы в начале, середине и в завершающей стадии. Этот процесс идет от общего к детальной проработке формы и заканчивается обобщением – выделением главного и подчинением ему второстепенного. В живописи эти три последовательные стадии проявляются в следующих конкретных задачах:

1) «нахождения отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава). Например, найти цвет горизонтальной поверхности, фона и основного предмета, а затем уже и остальных предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом, а лишь пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих между собой.
Цвет стараться подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать. Все пространство картинной плоскости заполняется постепенно;

2) цвето-тоновых «растяжках» в пределах найденных основных отношений, цветовой лепке объемной формы отдельных предметов. Помните, если вы работаете в помещении, то падающий рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов холодный оттенок цвета, а теневым – теплый;


1 - этап работы над натюрмортом. 2- этап работы над натюрмортом




3 - этап работы над натюрмортом. Гризаль.



3) в стадии обобщения – в смягчении резких контуров предметов, приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов, выделении главного, подчинении ему второстепенного».
Таким образом, при работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом разной силы освещения.
Чтобы передать состояние разной освещенности (утром, днем, вечером или в серый день), при построении цветового строя этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры. В одних случаях художник строит отношение в пониженной гамме светлого и силы цвета (серый день, темное помещение), в других – светлыми и яркими красками, например, солнечный день. Тем самым художник выдерживает тоновые и цветовые отношения этюда в разных тональных и цветовых диапазонах (масштабах). Это способствует передаче состояния освещенности, именно этим состоянием определяется ее эмоциональное воздействие.
Задача предварительного этюда состоит в том, чтобы закрепить в нём общее впечатление, производимое постановкой, соответствующее её общей тональности и общему колориту. В процессе дальнейшей работы вы должны помнить об основном настроении, которое хотите вложить в натюрморт, о выражении в нем вашего отношения к изображаемым вещам. Предварительный этюд поможет вам в этом, он удержит вас от невольного забвения первоначального замысла.

Составление натюрморта - акт творческий, требующий известных навыков и развитого вкуса. Благодаря продуманному подбору предметов, объединенных смысловой идеей, зритель получает от натюрморта определенное эстетическое впечатление.
Ясно, что подбор предметов не должен быть случайным. Нелепо будет выглядеть, к примеру, кастрюля рядом с книгой или изысканный кувшин с огурцом, но мало подобрать для натюрморта предметы, связанные по смыслу, но разные по форме, величине, фактуре и окраске, нужно кроме того, рассмотреть различные варианты их взаимного расположения, переставляя их, глядя на них с различных точек зрения.
Это очень ответственный процесс - поиски наиболее красивой и выразительной по композиции группы. В поисковых эскизах можно применить видоискатель (маленькую рамку с отверстием и задвижкой). Закрыв один глаз, другим смотреть через отверстие видоискателя на постановку. Края будут ограничивать пространство, занимаемое натюрмортом. При удалении видоискателя от глаза видимое вокруг натюрморта пространство будет сокращаться, при приближении к нему увеличиваться. При движении в правую и левую сторону предметы переднего и заднего планов будут смещаться по отношению к композиционному центру. Одни из них будут приближаться к центру, и загораживать его, другие отодвигаться. Сравнивая точки зрения, останавливаются на лучшем.





Варианты постановок натюрморта в поисках наиболее удачной композиции.




Натюрморты. Уголь. Сангина.

Натюрморт должен вызывать ощущение естественности и как бы незримого присутствия человека. В нем один предмет является главным объектом изображения - центром композиции. Этот предмет несет смысловую нагрузку. Остальные предметы натюрморта должны дополнять главный. Так как рисунок натюрморта выполняется в черно - белом варианте, особое значение имеет освещение. Оно должно быть контрастными рассеянным, но в любом случае, следует учитывать тональную разницу в окраске предметов, составляющих натюрморт. В ним не должны быть только темные или только светлые предметы. Необходимо сочетать различные тона, составляя контрастную тоновую гамму.
Вопросы освещения предметов нужно решать одновременно с составлением натюрморта; при этом нельзя не учитывать падающие тени и их влияние на целостность композиционного замысла.
Фон для натюрморта может быть гладким, задрапированными тканями, пространственным (удаление стены помещения, пейзаж и т. д.), однако главное условие таково: фон не должен преобладать над изображением. Различные ткани – гладкоокрашенные (например грубая холстина) и узорные (с неярким крупным рисунком типа широких полос и т. п.), как правило, обогащают натюрморт. Драпировки в творческом натюрморте имеют непосредственное, функциональное или бытовое назначение: занавес, салфетка, полотенце, скатерть и т. п. Нельзя вводить в творческую постановку предметы и драпировки, не дополняющие ему.
С помощью тканей можно создать фон, закрыть горизонтальную поверхность под предметами, составляющими натюрморт; можно вводить несколько тканей в состав натюрморта в виде дополнительного компонента. В последнем случае необходимо особенно тщательно продумать и уложить складки, чтобы они, украшая, не мешали воспринимать в натюрморте главное. Часто при постановках натюрмортов мало внимания обращают на фон, имеющий большое значение. Плоский или пространственный, светлый или темный, расположенный близко или далеко от предметов, фон по-разному влияет на общее впечатление. Если фон по цвету приблизить к находящимся на заднем плане предметам, то они теснее свяжутся с ним. Это поможет лучше выразить расстояние между предметами разных планов. Они как бы сблизятся по отношению к нему в один пространственный план. На белом фоне, будут теряться предметы светлые, на черном черные и темные. Обычно при наличии в натюрморте темных и светлых предметов фон берут промежуточный серый.
С изменением его цвета меняется восприятие цветовых отношений всех предметов. Если фон натюрморта будет, синим, то предметы на заднем плане, испытывая на себе влияние синего цвета, зрительно свяжутся с фоном. Усилится общее ощущение пространства. В постановке натюрморта нередко включают драпировки. Расположение драпировок, их место в композиции должно подчиняться эстетическим особенностям, заложенным в гармонии форм, света, цвета, тона. Когда найдена композиция натюрморта, можно приступать к непосредственному выполнению набросков, зарисовок.
«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем»

К. Петров-Водкин


































Учебная и учебно – методическая литература.




Учебный рисунок. Московский государственный академический институт им. Сурикова. « Искусство»-2003 .
Учебный рисунок в Академии художеств, « Изобразительное искусство», М.1990
Учебный рисунок, Российской академии художеств. С - Петербургский государственный академический институт им. И. Репина, « Изобразительное искусство. М 1995.
Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.

Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок / Жабинский В.И. Винтова А.В-М. « Инфра»- М. 2009- 272с.

Стародуб К.И. Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно стелизованному Стародуб К.И. Евдокимова Н.А.- М. « Феникс», 2009-208с.

Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.
Леонардо да Винчи, Суждения/ Леонардо да Винчи,-М, ЭКСМО- ПРЕСС, 1999-416с

Ростовцев Н.Н., Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н. Ростовцев- М « Изобразительное искусство», 1983- 287с.






 i0ѕѕѕѕip0ЧЧѕ(€ЉЧѕѕ0мip ѕ00( Љ(Ч€Љ’€p•»€Н•¶iЉiЉз
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·G
·
·
·
·
·
·  к}iЉ€€Љl0Љi¶ €(¶з¶VЉ€»@pVi€кЉНзV@ }p 0/’¶Ѓ€Е2уЗ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·6 з}  з} @зз(p (аП{—
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·-РtDXV  Заголовок 115