Статья Формирование читательской компетенции согласно требованиям ФГОС


Современный урок в начальной и основной школе.
Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОС
В 90 – е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение. Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать для формирования читательской компетенции?
В своём представлении о читательской компетенции я опиралась на понимании М.Б. Ладыгиным читательская культуры (осознанного выбора произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое наслаждение, критического отношения к художественным текстам) и на Стандарты преподавания литературы. Для себя я определила читательскую компетенцию как совокупность компонентов: продуктивное чтение (творческое), потребность в чтении, читательскую культуру, сопереживание литературным персонажам. Продуктивное чтение предполагает наличие умений интерпретировать художественный текст, способности личностного осмысления произведения. Потребность в чтении выражается в собственном круге чтения, в умении выбирать произведение, в читательском вкусе. Культура чтения есть совокупность читательских умений (см. приложение 2), критического отношения к художественным текстам (см. приложение 1, 2), технологий читательской деятельности, владение видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.
Наблюдение за формированием круга чтения учащихся осуществляю с помощью такого средства, как читательский дневник. Это многофункциональное средство, так как является способом совершенствования коммуникативных навыков, приёмом развития информационных умений, способом формирования потребности в чтении художественной литературы, создает представление о читательских интересах учащихся.
Для изучения читательских интересов в 2009 г. проанализировала читательские дневники 4 года у 119 учащихся гимназии. Отметила для себя, что учащиеся чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки, которые привлекают необычным заголовком. Либо книги популярные, настойчиво рекламируемые, экранизированные. Учащиеся 9 класса читают разнообразные по стилю и жанру произведения. Произведения классической и современной элитарной литературы читают менее 30 % школьников. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы (см. слайд ).
Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Это формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. На мой взгляд, роль учителя литературы в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы. Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и умение первичного восприятия текста. Это подтверждается и материалами анкетирования (см. приложение 4). Однако уровень культуры чтения низкий. Одной из основных целей обучения литературе учащихся 5 – 9 класса считаю формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:
совершенствовать читательские умения школьников;
создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;
формировать навыки продуктивного чтения;
формировать собственный круг чтения каждого учащегося.
Для решения этих задач использую две формы работы: читательский дневник и тематические читательская конференция.
Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов. Ученик в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаю список произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей.
Методика работы с читательским дневником
Формы работы с читательским дневником
1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации по чтению;
2. коллективный анализ дневников и размышление; проведение дискуссии, диалога по материалам отзывов;
3. обучение навыкам работы с художественным текстом.
Структура работы с читательским дневником
Ведение читательского дневника осуществляется с 3 – 4 класса; В 5 классе уточняем правила ведения дневника, записываем требования к отзыву (см. слайд ).
В начале года, на первом уроке, с 5 по 9 классы обсуждаем летнее чтение, обсуждаем, чем полезно описание своих впечатлений, нормы чтения. Наблюдение за ведением читательских дневников осуществляется в 5 – 6 классах один раз в месяц, в 7 – 9 классах один раз в четверть.
В соответствии с техникой чтения определены нормы чтения:
1. Для 5 – 6 классов примерно 300 – 500 страниц (для произведений массовой литературы); 150 – 300 страниц (для классической литературы);
2. Для 7 – 9 классов нормой является чтение 500 – 800 страниц (для произведений массовой литературы); 250 – 500 страниц (для классической и современной элитарной литературы).
Выбор произведения для чтения осуществляется ребёнком самостоятельно, на основе своих читательских интересов. К концу 8 класса формируется свой круг чтения у каждого школьника, поэтому в качестве поощрения активные читатели освобождаются от ведения читательского дневника в 9 классе. Учитель только рекомендует, беседует, объясняет степень художественности того или иного произведения, но не может заставить прочитать насильно. Важно, чтобы учащимся были известны критерии и показатели оценивания их отзывов. Для расширения кругозора знакомлю ребят со списком книг, который создан совместно с учителями истории и английского языка. Провожу опрос на знание текстов зарубежных и русских писателей; вместе с детьми составляем рекомендации по чтению. В среднем звене ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению (см. приложение 5).
В течение 4 лет активно использую в 5 – 9 классах тематические читательские конференции. Сложилась определённая система работы.
Опыт участия в конференциях ребята получили в начальной школе (2 – 4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности). Напоминаю им о требованиях к сообщению. Тематические читательские конференции провожу в каждом классе (с 5 по 9 класс) один раз в четверть. С темами конференций учащихся знакомлю заранее, список литературы в качестве рекомендации предоставляю за 1 – 2 недели. Произведение, о котором ребёнок будет рассказывать, не должно быть изучено на уроках. В календарно-тематическое планирование включены следующие темы читательских конференций (см. слайд).
Сообщение выступает как форма предъявления собственного текста о произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Кроме этого, дети демонстрируют уровень владения понятийной базой.
Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждаем, вспоминаем требования к нему. Тематические конференции помогают совершенствовать читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных навыков и информационной компетентности (через подготовку выступлений, отбор материалов, выделение ключевых моментов, через аудирование и рефлексию по итогам конференции), формирует собственный круг чтения учащихся, накапливается читательский опыт. В прошлом году использовала форму клуба. Организовала совместно со школьным библиотекарем занятия клуба «Дилетант» по темам: «Лики любви», «Памяти Высоцкого», «Анне Герман посвящается». Посещали со старшеклассниками городскую библиотеку.
Считаю, что использование этих форм работы способствует не только формированию круга чтения, совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, но и помогает нравственно-смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.
Значение тематических читательских конференций и читательских дневников.
1. Формирование коммуникативной компетентности на уровне письменной коммуникации:
оформление мысли в форме стандартных продуктов, представляет результаты обработки информации;
создание текста, содержащего аргументацию;
определение особенностей художественного произведения в соответствии с поставленной задачей коммуникации;
изложение с учетом норм оформления и предъявления своего текста.
2. Формирование коммуникативной компетентности на уровне публичного выступления:
соблюдение норм публичной речи и регламента;
подготовка плана выступления;
использование вербальных и невербальных средств для выделения смысловых блоков своего выступления;
работа с вопросами, заданными на уточнение и понимание.
3. Формирование коммуникативной компетентности на уровне диалога:
учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения;
учащиеся фиксируют промежуточные результаты и обобщают их;
учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.
4. Формирование информационной компетентности на уровне планирования информационного поиска:
выделяет информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
пользуется разными видами ресурсов.
5. Формирование информационной компетентности на уровне обработки информации:
самостоятельно проводит наблюдение над текстом художественного произведения;
извлекает необходимую информацию из текста;
отбирает материал для подготовки выступления;
указывает на обнаруженные противоречия;
делает вывод на основе анализа полученной информации;
формулирует оценочные суждения.
Компетентностные уровни литературного образования предполагают сформированность читательской, речевой, литературоведческой компетенций.
Читательская компетенцияРазвитая способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне;
Наличие собственного круга чтения;
Умение вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях;
Умение сопереживать героям литературных произведений.
5. Контроль результативности обучения
Под формами внешнего контроля подразумеваем:
итоговую государственную диагностику в форме ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс), контрольные работы (5 – 8 классы,10 класс);
промежуточную внутреннюю диагностику – полугодовые контрольные работы (9 – 11 классы);
Внутренний контроль:
текущий контроль на проверку знания текстов программных произведений;
срезы знаний по определению уровня владения понятийной базой;
контроль развития умений восприятия и интерпретации художественных текстов.
Выпускник основной школыЗнает содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
Понимает изученные теоретико-литературные понятия;
Умеет воспринимать и анализировать художественный текст;
Умеет выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
Умеет определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
Умеет характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
Имеет навыки сопоставления и сравнения эпизодов литературных;
Умеет выявлять авторскую позицию;
Умеет выражать свое отношение к прочитанному;
Владеет навыками выразительного чтения, соблюдает нормы литературного произношения;
Владеет различными видами пересказа;
Имеет навыки построения устных и письменных высказываний;
Применяет умения и навыки в диалоге по прочитанным произведениям, понимает чужую точку зрения и аргументированно отстаивает свою;
Применяет полученные навыки и методы при написании сочинений, отзывов о самостоятельно прочитанных произведениях;
Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Грамотность, общекультурная и читательская компетентность, умение работать с текстами разных типов, решать интеллектуальные задачи и проблемы – все это необходимо современным людям в их частной жизни, в общественной и профессиональной деятельности. Малообразованные, не умеющие читать серьезную литературу члены общества составляют группу социального и культурного риска. Их некомпетентность может приводить и уже приводит к негативным последствиям из-за неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках. Членам развивающегося общества знаний требуется непрерывное обучение, а оно неразрывно связано с чтением, работой с письменными текстами.
Дополнительная информация:
Бончани.
Обращение к художественной литературе дает возможность:
а) актуализировать человеческое и культурное достояние прошлого, помогая, таким образом, развитию и воспитанию человеческого рода и в то же время обеспечивая сохранение единства его истории и цивилизации, чтобы избежать опасности потери национальных и общечеловеческих культурных ценностей;
б) раскрывать историческую глубину культуры;
в) раскрывать историчность человеческих достижений, что позволяет учащемуся осмыслять различные фазы человеческого пути и их соотнесения;
г) раскрывать эстетическую валентность и ценность художественного произведения и наслаждаться им, что приводит к улучшению эстетического вкуса, фантазии, оригинальности и творческой способности учащегося;
д) развивать критическую способность индивидуума, которая стимулирует проблемное отношение к затрагиваемым вопросам и к выражению собственного мнения; е) придавать больше ценности «logos» (слову), подчеркивать превосходство слова над невербальными формами коммуникации с учетом последовательно-аналитической природы словесных форм коммуникации и аналогическо-интуитивной природы несловесных.
Кроме того, в современном мире, в котором обостренно господствует технология, который парализуют гипертрофические средства коммуникации, установленные потребительством и рекламой, художественная литература дает возможность реализовать «экологическую функцию» культуры, в смысле экологии памяти, экологии интеллекта, Это связано с тем, что литература помогает охранять все многовековое гуманистическое и культурное достояние человечества от возможных угроз функционализма и потребительства. Она также помогает человеку осознавать и воспринимать родную культуру в контексте других, заставляет его задуматься о явлениях «своего» и «чужого» и стимулирует осознание того, что мои представления о мире, моя перспектива – не единственно возможные и правильные. Все это способствует росту внимания к другим народам, уважения и понимания их культур. Таким образом, художественная литература способна воспитать толерантность к другому образу жизни, мышлению и мироотношению.