Презентация на тему :Формирование читательской компетенции младших школьников

Тема: «Формирование читательской компетенции у младших школьников в условиях введения ФГОС начального образования». ( Слайд 1)


«Книга – духовное завещание одного
Поколения – другому».
А. И. Герцен

«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я. Маршак


1. Компетенция – это совокупность определённых знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Читательская компетентность определяется: (Слайд 2)
владением техники чтения;
приёмами понимания прочитанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.


Этапы формирования читательской компетенции: ( Слайд 3)

- подготовительный
- начальный
- основной
- заключительный

подготовительный

На данной ступени в своей работе я использовала индивидуально – дифференцированный подход в обучении. В связи с этим были выявлены 3 группы детей.

1 группа: не читающие дети ( требующие постоянного контроля);
2 группа : дети, читающие по слогам (способные справляться самостоятельно);
3 группа: дети, читающие целыми словами (способные за короткий срок справляться с материалом с высоким качеством и оказывать помощь другим).



Определив структуру читательской компетентности и изучив возможности моего класса, ( у большинства учащихся развиты познавательные интересы, чувство товарищества, взаимовыручки) , с целью создания целостного образовательного пространства , обеспечивающего создание условий для формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения и во внеурочной работе на разных этапах развития младших школьников. Я наметила следующие направления моей работы:

совершенствование навыка чтения;
предоставление возможности участия детей в проектной деятельности, которая ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся ( групповая, индивидуальная, парная);
развития интереса к чтению путём расширения круга чтения и взаимодействие с родителями;

Итак, рассмотрим подробно каждую ступень развития учащихся младших классов.


Направления работы по формированию читательской компетенции на подготовительном этапе ( 1 класс). (Слайд 4).

карточки – задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;

2. создание проекта « Мудрая гусеница» (Слайд 9).

Первый класс собирает гусеницу из разноцветных кругов. Каждое звено – прочитанная книга. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом, чтобы получилась длинная гусеница. Она растёт, развиваясь по стенам класса по мере того, как дети читают книги. Тот ученик, который прочитает больше книг награждается грамотой и объявляется «Знатоком» класса. Итоги подводят в конце 1 класса.

Круг чтения: предлагаются произведения для чтения учителем вслух
( сказки, стихи, рассказы, загадки), детская художественная книга, объёмом 8 -15 страниц в типовом оформлении. Это произведения о родине. О её героях , о животных, о растениях.



Приложение

Карточки – задания на подготовительном этапе

Карточка №1 (Слайд 6)

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных: РРРРЬРРРР
прочитай:
ар – Ра ор –ро ыр – ры Ир – ри
тур рык рот лир
крот – кро –ты рос – рос –ли
И –ра Ла –ра Ри –та Ки – Ра
Ро – лан Ки – рилл




Карточка №2 ( Слайд 7)

Обведи названия школьных вещей: пенал, кукла, карандаш, учебник, стакан, дневник, ранец.

Обведи названия животных: волк, синица, кабан, воробей, крокодил, ботинки, медведь.



Карточка №3 ( Слайд 8)


Найди и подчеркни предложение, которое к рассказу не относится.


Пришла зима. Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. Листья на деревьях разноцветные. На реке появился лёд.


Карточки – задания на начальном этапе ( Слайд 11)


1.Прочитай скороговорку:

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

2.Прочитай скороговорку, выделяя голосом нужное слово.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.



Карточки – задания на основном этапе. ( Слайд 16)


Прочитай слова в разном темпе.

кол знать ма
укол узнать мал
уколол познать мама
уколоть опознать марка
укололся опознанный маркиз




Карточки – задания на заключительном этапе ( Слайд 19).


Упражнения для увеличения темпа чтения:

- «Буксир» (быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по прочитанной строке).


- Приём « Буратино» ( разучивание скороговорок)













Направления работы по формированию читательской компетенции на начальном ( 2 класс). (Слайд 10).

карточки – задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;

создание проекта «Литературное лото» по произведениям С.Я. Маршака ( Слайд 12)

3. Круг чтения: предлагаются произведения русского народа и народов других стран, произведения русских и зарубежных писателей и классиков, произведения современных детских писателей.


Направления работы по формированию читательской компетенции на основном (3 класс). (Слайд 15).

1. карточки – задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;
2. « Угадай – ка» (викторина о животных, основанная на самостоятельном прочтении учащимися произведений о животных).

3. Круг чтения: : произведения УНТ, стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей, художественные и научно – популярные рассказы и очерки.


Направления работы по формированию читательской компетенции на заключительном этапе ( 4 класс). ( Слайд 18).


. карточки – задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;
Проект « Время читать произведения А. С. Пушкина».(суть проекта заключается в том, что каждый участник за время проекта должен прочитать10 произведений А.С. Пушкина. Список произведений даётся в начале проекта. Итогом проверки является литературная викторина « Что? Где? Когда?»


Вывод: данная работа на разных этапах развития позволяет повысить учебную мотивацию на уроках чтения и во внеурочное время.