Выступление по теме Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения 4 класс


Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения
Учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 2, г. Полярный
Солдатова И.В.
(02.11.16)
«Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можем ему сделать»                                                                                                            Сесиль Лупан
Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам.
Перед современным учителем стоит чёткая цель - воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.
  К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, идет предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.         Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.         В связи с этим возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.
          Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
 Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению,  литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
           "Нет наслаждения книгой,- говорил С.Соловейчик, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли,-  вот чтение".
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
* Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам. Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях,  их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению учащиеся  работают со справочной литературой, словарями,  часто посещают библиотеки.
4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого  дела.
          Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
            Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.
            Но, успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников:
Этапы читательской подготовки
Класс
Подготовительный 1 класс
Начальный 2 класс
Основной 3 класс
Заключительный 4 класс
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.
Формы работы:
беседы – дискуссии (в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)
С целью интенсификации бесед – дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.
В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
литературные праздники,
конкурсы сочинений на заданную тему
элементы драматизации
Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность, - использование «дерева вопросов».
Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.
1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста : Кто? Что сделал? Куда? Где?
2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?
3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.
Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы.
Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.
Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)
Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.
Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.
Рассказ от имени героев (речевое развитие)
Работа с иллюстрациями к произведению.
Театрализация.
977265-25717500
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение.
Старуха
злая, жадная
сидит, прогнала, бранится
пряжа, сеть, рыба, желание
закинул, отпустил, отвечает
добрый, послушный
старик
Синквейн по теме: « Басни И.А. Крылова» 4класс Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  
(составлен на уроке для обобщения и закрепления нового материала)
1 строка – Басня
2 строка — ироничная, сатирическая
3строка — высмеивает, обличает, учит
4 строка — «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
5 строка – мораль
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Все эти приемы учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я применяю задания следующих видов:
Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)
Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях
Тесты по изученному произведению, теме, разделу
Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного
Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности
Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия)
Контрольные работы для проверки умений работать с книгой
Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
  « Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»    Э.Тоффлер