Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни на уроках английского языка.


Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни
на уроках английского языка.
В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в применении здоровьесберегающих технологий.
Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формирует у учащихся культуру здоровья, предусматривающую самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих.
МОУ « Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области с 2008 года является опорной базовой школой, основными требования которой является создание необходимых условий для качественного образования сельских школьников. Важное направление деятельности школы – охрана и укрепление здоровья учащихся. Школа реализует воспитательную систему «Школа Успеха» – школа Здоровья». Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
C 1 сентября 2009 года школа является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание модели тьюторского сопровождения процесса сохранения и укрепления здоровья сельских школьников».
В ходе опытно-экспериментальной деятельности с 1 декабря 2010 года
в школе организован Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, который мы назвали «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых!»), обеспечивающий взаимодействие и координацию всех его участников, охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы. Важной целью работы нашего образовательного учреждения является подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья.
Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
В школе созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья.
Каким должен быть современный урок английского языка с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, необходимо помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.
Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, в нашей школе огромное значение уделяется организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устную речь.
Во избежание усталости учащихся используется смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Приведу некоторые примеры.
Для снятия усталости и повышения работоспособности проводятся короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку внимание обращается на:
- сочетание грамматического и лексического материал с темой урока;
- на подборку стихов и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
- воспроизведение текста в записи или проговор учителем, особенно в 5-х и 6-х классах, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание
слайд ( Two little feet go tap, tap, tap.)
Музыкальные физкультминутки позволяют сделать урок насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. (Дети выполняют танцевальные движения)
слайд «Come, my friend and dance with me»
Использование пальчиковых игр - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что
является очень важным для человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр вводятся новые лексические единицы, отрабатывается фонетика и речевые образцы.
слайд « Tommy Thumbs, up»
Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например:
- при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе.
- при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.
Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».
слайд “ I have a father, I have a mother»
Релаксация- состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки проводится преимущественно с обучающимися средней и старшей школы. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку.
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.
Новый федеральный стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного здоровья. В нашей школе созданы все условия для формирования мотивации ведения здорового образа жизни. Мы осознаем, что еще далеки от полного достижения поставленных целей, но «Дорогу осилит идущий!» и потому наша школа будет продолжать бороться за здоровье своих учеников. Здоровья всем нам!