Методические рекомендации по внедрению системно – деятельностного подхода в обучении у младших школьников и формирования умения учиться.

Методические рекомендации по внедрению
системно – деятельностного подхода в обучении
у младших школьников и формирования
умения учиться.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Сегодня задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель организует исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
В своей педагогической практике я строю урок в соответствии с вышеуказанной структурой.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организую мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Это осуществляется через нестандартное начало урока, использование проблемных вопросов, загадок и т.д., выявление настроения учащихся , эмоциональный настой на урок.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
На этом этапе я организую повторение изученного материала. Необходимого для «открытия нового знания»,выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
На данном этапе при создании проблемной ситуации использую следующие приемы (А.М.Матюшин):
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего соответствия между ними;
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе , дома;
Выдвижение предположений,формулировка выводов и их опытная проверка;
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение ;а также соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
На данном этапе использую вопросы: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).На данном этапе вместе с учащимися обдумываем проект будущих учебных действий: ставим цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовываем тему урока, выбираем способ, строим план достижения цели и определяем средства- алгоритмы, модели и т.д.
Использую такие методы постановки учебной задачи , как побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
На данном этапе использую диалог, групповую или парную работу, такие методы как побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог («Какие есть предположения?», «Согласны вы с этой мыслью? Почему?»)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
( Какие задачи ставили перед собой? Все ли их удалось решить? Над чем ещё предстоит работать? Удалось ли сохранить хорошее настроение?Оцените свою работу.)
Применение системно-деятельностного подхода в практической деятельности позволяет развивать интерес к изучению предметов и достигать позитивной динамики учебных достижений по результатам независимого тестирования.