Статья Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников.


Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
Андреева М.А., учитель начальных классов
Я слышу –я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость.
Работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Задачу по формированию  учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.
Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов.  Содержание УМК «Планета знаний» доступно каждому ученику. Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность  направляю  на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Классифицирую  приёмы по преобладающему каналу восприятия.
Визуальные:
тема-вопрос
работа над понятием
ситуация яркого пятна
исключение
домысливание
проблемная ситуация
группировка
Аудиальные:
подводящий диалог
собери слово
исключение
проблема предыдущего урока  
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
повторить знания об имени прилагательном;
определить, с какими частями речи сочетается;
изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
 
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
 
Собери слово
Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.Например, тема урока "Глагол".
– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.
 
Ситуация  «яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
 
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.Например,  тему урока  "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
 
Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
 
Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать  увиденное и определить тему и задачу урока.Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:

 
2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":
 
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
 
С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока.
3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …
На уроке  русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
 
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
 
4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
 
(63 + 7)*10
24*(16 –  4 * 2)
(42 – 12 + 5)*7
8 * (7 – 2 * 3)
 
Проблема предыдущего урока
 
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
  Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить  на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.
Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.
Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:
самостоятельное решение;
коллективная проверка результатов;
выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
постановка задачи урока.
На этапе обобщения знаний   урок можно начать с «оживления ученического опыта».  Высказываю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:
проблема возникает, если не даётся образец её решения;
проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;
для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.
Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один,  станет он деревом?»
В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются  существенные и  участники приходят к общему мнению.  Делаются выводы, убедительные для всех.
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие  реализации деятельностного подхода. Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре  учебной деятельности  следующие:
восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
предметно-практические действия;
устное или письменное изложение усвоенного материала;
языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
выполнение различных задач и упражнений;
оценка качества действия, события, поведения.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) - третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.  На практике убеждаюсь, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При этом  усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто  правильности результата, а  правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.
Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками - напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей.  Например, при выполнении задания по русскому языку по  теме «Антонимы»:
К словам  первого столбик  подбери подходящие антонимы из второго столбика.
Запиши слова парами.
Ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника:
Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Как многие учителя я сталкиваюсь с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией  в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки.  В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции. Например:
Порядок разбора слова по составу:
выдели окончание
выдели основу
выдели корень
выдели приставку и суффикс
 
Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.
Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
Учёт сформированности учебной деятельности школьника становится основой дифференциации в обучении. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Реализация такой идеи дифференциации обучения способствует увеличению уже в 1-ом классе количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребёнка, они становятся более свёрнутыми.
Для реализации принципа  дифференциации  использую учебные задания, упражнения, которые  разумно и целесообразно дополняют учебный процесс, не разрушая его целостности.
Эта проблема решается в средствах обучения УМК«Планета знаний» следующим образом: все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
В УМК«Планета знаний» успешно решается ещё одна задача: усиление внимания к творческой деятельности.  Творчество - это самостоятельная, индивидуальная деятельность. УМК располагает достаточным арсеналом  заданий творческого исследовательского характера.
Развитие творчества тесно связано  с совершенствованием   такого психического процесса как воображение. «Воображение - это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску,  это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа» (Н.Ф. Виноградова).  Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал воображение одним из главнейших психических свойств, необходимых  младшему школьнику для  учебной деятельности.
В своей практике  использую задания творческого  характера.   Очень  интересным и эффективным считаю приём  творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю   следующие  виды рассказов:
сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия  («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);
описательный рассказ на основе  сравнения (« Современная и старая школа», «Лес и луг»  и т.д.);
рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления);
рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);
рассказ – диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ - описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)
Очень нравится моим ученикам выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности:  слушания музыки и рассматривания репродукций картин.
Задания могут быть следующими:
Сопоставь характер  музыкального произведения с настроением картины (из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь»  выбрать ту, которая соответствует настроению пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
Определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах  учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры  сюжетно-ролевых игр -  «В магазине»,  «Мы – пассажиры», « В славянском поселении» и др.).  «Примеряя на себя роль»  реальных лиц, животных, растений,  предметов окружающего мира, обучающиеся развивают  воображение,  креативное мышление, коммуникативные умения.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.