Выступление на районном методическом объединении по теме:«Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения»


«Дифференцированное обучение как средство реализации
ФГОС второго поколения»
Вступление:
В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.
В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, в котором выделяются 2 ведущих направления:
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценности индивидуального развития каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития.
Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.
Решение этих задач многие педагоги видят в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.
Давайте уточним понятия «дифференциация»:
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).
Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.
Основы дифференциации:
1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу;
3) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Технология дифференцированного обучения включает в себя несколько составляющих: особую организацию учебного процесса, средства и методы работы преподавателя и студентов на уроке. Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации:
1. Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;
2. Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;
3. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания;
4. Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.
Чаще всего педагоги делят детей по уровням усвоения знаний. Но если учитывать, что у учеников разные способы восприятия информации об окружающем мире, то следует готовить материал к уроку таким образом, чтобы каждый ребенок смог его усвоить и принять. Такой метод поможет сделать урок интересным и увлекательным для всего класса, предотвратить усталость детей, которая является следствием неинтересной и однообразной работы, добиться более высоких результатов учебной деятельности школьников.
Работая в тесном сотрудничестве со школьным психологом, который определил с помощью теста способы восприятия информации обучающихся, класс был разбит на группы: «слушатель», «зритель» и «деятель».
Практическая часть:
За неимением времени представим, что группы у нас уже определены и:
В 1 ряду сидят «зрители» (Они познают мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Дети- зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к рассказу, сказке, чем слушать саму сказку; они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают. Их увлечения и занятия основаны на взаимодействии глаз и рук)
Во 2 ряду – «слушатели» (они получают большую часть информации об окружающем мире, воспринимая голоса и звуки. Такие дети любят петь, рассказывать стихи, задают много вопросов, правильно говорят и хорошо, быстро запоминают их на слух. Предпочитают разговорные игры)
В 3 ряду – «деятели» («деятели» познают окружающий мир тактильным способом, т.е. посредством прикосновения или движения. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах Их стиль – движение и игра)
Вы ученики 2 класса. Тема нашего урока «Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи». Мы с вами выяснили, что бывают слова, которые выражают чувства людей не называя их, и на закрепление я предлагаю вам следующее упражнение в группах:
Карточка для 1 группы: «зрители»
Оформи картинку-комикс, для это наклей нужные междометия каждому из героев.
Карточка для 2 группы: «слушатели»
Посмотрите мультфильм, распределите роли и озвучьте его.
Карточка для 3 группы: «деятели»
Придумай и покажи различные чувства при помощи междометия «Ах!», составить предложения, в которых выражается:
Сожаление
Радость
Удивление
Усталость
Самостоятельная работа
Проверка работы зала
«Зрители» оформили картинку-комикс. «Слушатели» озвучивали мультфильм. Давайте посмотрим, что у них получилось.
«Деятели» должны были придумать и показать (озвучить) различные чувства при помощи междометия «Ах!». Покажите, что у вас получилось.
Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего занятия. Поднимите карточку-сердечко с междометием, которое соответствует вашим чувствам. Спасибо.
Заключение.
Как у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и минусы. Плюсы дифференцированного обучении перед вами на слайде
Плюсы дифференцированного обучения:
Идет развитие сильных и выравнивание слабых
Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям каждого ученика, предъявление соответствующих уровню его развития требований, программ, учебников, методов и форм обучения.
С первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом.
Дифференциация по уровню восприятия информации и типу темперамента способствуют развитию учебно-коммуникативных умений (умению слушать, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать).
Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации тоже имеют место. Они перед вами:
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними;
Высвечивается социально-экономическое неравенство;
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс
При построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые: реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база); диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом); обещают наибольшую эффективность и результативность обучения; не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка; обеспечены кадрами соответствующей квалификации.
Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.