Конспект урока литературы в 5 классе казахской школы


1905-381000 Байтабенова Анар Сериковна,
учитель русского языка и литературы
средней школы №40 имени Алькея Маргулана
г.Астаны
8-707-8812188
8-777-8812186
anar.30-77@mail.ruТема: «Что за прелесть эти сказки!». Сказка «Иван - Царевич и Серый волк»Цель: Сформировать у детей понятие о русских народных сказках; изучить типы сказок; найти признаки волшебной сказки в сказке «Иван-царевич и Серый волк»Задачи:
1. Учить детей работать в группе, уметь рассуждать, делать выводы; расширять представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;2. Развивать умение анализировать текст, понимать поступкигероев; наполнять речь учащихся новыми словами, фразами; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения; развивать навыки память, логическое мышление;
3. Воспитывать у учащихся эмоционально - целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку, уважение друг к другу работая в группе, взаимопонимание, доброжелательность.Результаты обучения: Учащиеся расширят свои представления по теме «Устное народное творчество».Ключевые моменты: повторение составляющих сказок, усвоение новых знаний о поступках героев сказки «Иван - царевич и Серый волк»
Оборудование: интерактивная доска, цветные стикеры, компьютер, интернет, песня "В гостях у сказки", учебники, карточки, раздаточный материал, тетради, ручки, презентация с иллюстрациями к произведению
Ход урока
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Время
Организационно-мотивационный Тренинг
Деление учащихся на группы (картинки героев сказки), распределение обязанностей Учащиеся настраиваются на урок, пробуждается интерес к изучению новой темы
Рассаживаются по группам 3 минуты
1 минута
Проверка домашнего задания Что такое фольклор? Назовите малые жанры фольклора. В чем особенность пословиц и поговорок? Кто является автором дразнилок? А что еще придумывают дети? Кто автор колыбельных песен? Спойте колыбельную песню. Учащиеся вспоминают жанры УНТ, поучительный характер пословиц и поговорок. Называют жанры детского фольклора. Поют колыбельные песни. 5 минут
Самоопределение к деятельности - Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:Легенда, приданье народное,Ребята её обожают,Родители, если свободные,Её тебе на ночь читают. (Сказка)
- На уроке мы познакомимся с замечательной сказкой "Иван - царевич и Серый волк". Ребята формулируют тему урока 1 минута
Объяснение учителем теоретической части урока Сказка. Виды сказок. Признаки и особенности волшебной сказки Чтение теоретического материала в учебнике.
Учащиеся делают в тетради краткие записи
87249018351501060450180975527050180975 СКАЗКИ
Волшебные бытовые
о животных 3 минуты
Работа по содержанию сказки «Иван-царевич и Серый волк» Ка вы думаете, к какому виду сказок она относится? Почему?
Передайте краткое содержание сказки.
Какие вы знаете сказки с участием волка? Каким изображается волк в народных и авторских сказках?
А в нашей сказке как он изображен? Определяют вид сказки. Передают краткое содержание сказки.
Вспоминают народные и авторские сказки с участием волка, сравнивают с образом волка из сказки «Иван-царевич и Серый волк» 7 минут
Работа в группах Мы проведем с вами небольшое исследование: 1) найдите в сказке «Иван-царевич и Серый волк» признаки и особенности волшебной сказки
2) инсценируйте эпизод встречи волка с Иваном-царевичем
3) Составьте монолог волка 1 и 2 группа заполняют таблицу;
3 группа готовит исценировку
4 группа готовит монолог волка 15 минут
(играет музыка)
Рефлексия Рефлексия по стратегии «Кейс-мясорубка-мусорная корзина» Учитель: - Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.- Чему научила вас эта сказка? Учащиеся подводят итог урока 3 минуты
Оценивание групп Лидеры групп, дайте оценку работе ваших одноклассников Учащиеся оценивают работу в группах «очень хорошо поработали», «хорошо поработали», «надо постараться» Домашнее задание Перечитать сказку до конца. Дать характеристику Ивану, царям Кусману и Афрону, Царю Берендею. Составить план сказки 1 минута
Таблица исследования волшебной сказки
Группа ..............................
Проведите исследование «Иван-царевич и Серый волк» и установите ПРИЗНАКИ и ОСОБЕННОСТИ волшебной сказки.

Параметры сравнения «Иван-царевич и Серый волк»
Признаки и особенности волшебной сказки
Волшебные помощники ....................................................................................................................................................................................................................................
Волшебные предметы ....................................................................................................................................................................................................................................
Волшебные превращения ....................................................................................................................................................................................................................................
Главный
герой ....................................................................................................................................................................................................................................
Запрет и нарушение запрета ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Троекратность ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Поединок ....................................................................................................................................................................................................................................
Награда ....................................................................................................................................................................................................................................