МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Семеняченко Н.П.


Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания истории.
Экстенсивные пути решения „вечных“ дидактических проблем (несоответствие учебного времени объемам учебных знаний, которые необходимо усвоить; дробность, фрагментарность учебных курсов; линейность, „попараграфность“ учебных курсов; увеличение количества учебных предметов содержания дисциплин и др.) практически исчерпаны. Путь интенсива
· в увеличении „плотности“ единицы учебного процесса (урок заменяется блоком уроков), а также за счет „сгущения“ учебного содержания и его интеграции.
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри- и межпредметных связей.
Проблема связей между учебными предметами и внутри их не является новой. Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами еще в далеком прошлом. Так, Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк
· истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К.Крупская. В 50-е гг. XX века некоторые педагоги за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс „Общественные науки“, включающий элементы истории, географии, граждановедения. В Польше была предпринята попытка создать интегрированный курс „Культура“. По существу интегрированным предметом является у нас обществознание.
В настоящее время важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в обучении не вызывает сомнений. Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин.
Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой
· позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя внутри- и межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на внутри- и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии, ненужных повторов.
В-четвертых, современные учебные программы, в отличие от своих советских предшественников, не содержат специального раздела по внутри- и межпредметным связям. Практика показала, что у значительной части учителей использование связей вызывает затруднения. Имеют место крайности двоякого рода: одни учителя не опираются на имеющиеся у учащихся знания, другие
· чрезмерно увлекаются актуализацией знаний в ущерб изучаемому материалу.
Осуществление внутри- и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего учителю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи
· ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи
· фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности учителя
· его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории. Например, анализируя как в учебниках по истории России и всеобщей истории изложен аналогичный, однотипный материал, необходимо обратить внимание на различие в определениях, трактовке одних и тех же событий, явлений в учебниках по разным курсам истории, географии, обществознания. С другой стороны, учитель определит и возможности использования знакомых школьникам иллюстраций, подумает о преемственном использовании, но уже на более высоком уровне, исторических документов. Желательно заранее определить содержание, объем работы, наметить организационные формы осуществления внутри- и межпредметных связей и отразить это в тематическом планировании. Действенную помощь учителям могут оказать методические объединения. Например, составление и систематическое применение графика совместной работы, в котором указываются примерные сроки сообщения, объяснения и закрепления, и постоянного усложнения аналогичных приемов и способов учебной деятельности. Непосредственно на учебных занятиях учителю целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Так, при изучении темы „Зарождение феодальных отношений“ (10-й класс, учебник: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России.
· М., 2013) такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям (6-й класс, учебник: А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. История Отечества.
· М., 2009) и по межкурсовым связям (6-й класс, учебник: Е.В.Агибалова, Г.Н.Донской. История Средних веков.
· М., 2013) о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался учителем смежного предмета.
Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).
Использование заданий на доказательство, требующих от учеников припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы „Образование единого централизованного государства“ в курсе истории России (10-й класс) необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям (история Средних веков, Западная Европа в XIV
·XV вв.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Сопоставление и интеграция однотипного материала из курсов истории России, всеобщей истории или других учебных предметов, например, однородных исторических событий, их причин, следствий (войны, революции, реформы и т.д.).
Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).
Припоминание учениками (по заданию учителя) содержания исторических документов, фрагментов из художественных произведений, художественной и мемуарной литературы, изученных ранее или изучаемых синхронно (образные описания исторических событий и их участников), и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории.
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. (Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными, и только русские
· именем прилагательным. Почему?).
Проведение интегрированных уроков (Литература и история. Урок на тему „Защитники земли русской“, 6-й класс. Литература, история и право. Урок на тему „Порочный круг“ (о кровной мести), 7-й класс и др.).
Систематическое привлечение учениками ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Проведение межпредметных ученических конференций, дискуссий, экскурсий.
Таким образом, учитель располагает достаточно большим выбором форм, методов и приемов эффективной реализации внутри- и межпредметных связей. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Как свидетельствует практика, успех в реализации межпредметных и внутрипредметных связей в обучении истории сопутствует тем педагогическим коллективам, в которых достигается единство учебно-воспитательных действий учителей смежных дисциплин на основе плодотворного сотрудничества.





















Библиографический список.

1.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе.
М., 2000.С.45-48)
3. Новейшая история России: преподавание в школе : учебное пособие по дисциплине "Теория и методика обучения истории" - М.: АЛЬФАМ : ИНФРА, 2013.








Заголовок 115