Урок-исследование Образовательное путешествие внутри и вокруг Троицкого Собора


Образовательное путешествие внутри и вокруг Троицкого собора
(2-е классы)
Пеганова И.А., Салохидинова Е. Г.,
учителя начальных классов школы № 266
Цель: дать представление о том, что храм может являться не только местом богослужения, но и символом воинской славы, памятником русскому воинству; развитие оценочной самостоятельности.
Ход путешествия: 1.
Ориентирование в городском пространстве
По карте, ученики определяют объект предстоящего исследования – Троицкий собор и прокладывают маршрут движения к нему.
На месте исследования учащимся предлагаются вопросы и задания:
- Осмотрите здание. Можно ли сказать, что оно самое главное и значительное среди всех окружающих построек? За счет чего создается такое впечатление?
- Обратите внимание на то, где стоит это здание. Какие улицы и площади примыкают к нему? Насколько далеко отстоят от него соседние дома? Есть неподалеку постройки или сооружения, которые составляют с этим зданием единый ансамбль?
- Как вы думаете, какое впечатление оказывает этот ансамбль на людей, впервые увидевших его?
2. Работа по группам.
Ученикам предлагается разделиться на четыре группы, каждая из которых осуществляет собственное мини-исследование.
План работы:
1 группа. Для кого построен храм?
Еще раз внимательно осмотрите храм. Обратите внимание на форму куполов, украшения на стенах. Найдите среди этих украшений символические изображения. Зарисуйте их.
Обсудите, что скрывает обнаруженные вами символы? Знакомы ли они вам? Предположите, почему именно они выбраны архитектором для украшения храма.
Собор имеет несколько входов. Попробуйте определить, где расположен главный вход. Какие элементы в его оформлении подчеркивают его значимость? Помогают ли они нам понять, для кого был построен этот храм.
Проверьте свои предположения и догадки. Рассмотрите небольшую выставку, расположенную в храме рядом с северным входом. Как выглядели посетители собора? Кто они были по профессии?
Выясните, как сохраняется в названии прилегающих улиц память о жителях этого района?
2группа. О чем хранит память храм?
Исследуйте памятник, расположенный перед собором. Из каких элементов сложена высокая колонна? Как вы полагаете, почему для создания памятника выбран не гранит или бронза, а именно орудия? Кому они могли принадлежать? Почему их использовали для памятника?
Внимательно изучите постамент памятника. Выясните, что можем мы узнать о славном боевом прошлом Измайловского полка, рассматривая памятник. С кем воевал Измайловский полк. Где и когда он одержал самые громкие победы? Кто возглавлял этот полк?
Обратите внимание на фигуру, венчающую колонну. Как вы полагаете, что она символизирует? Что могут означать предметы, которые она держит в руках? Как связана эта фигура с общей идеей памятника?
Проверьте свои предположения и догадки. Рассмотрите небольшую выставку, расположенную в храме рядом с северным входом. Как выглядел памятник изначально? В честь каких событий был установлен?
Поразмышляйте, уместно ли появление столь воинственного памятника рядом с храмом.
3 группа. Зачем военным храм?
Войдите в храм и осмотритесь. Какое впечатление он оказывает на посетителей? Как вы ощущаете себя в этом храме? Поразмышляйте, с какой целью человек приходит в храм? Соответствует ли, на ваш взгляд, цель посещения атмосфере, которую испытывает посетитель храма?
Обратите внимание на количество входов и выходов, высоту купола, каменный пол под ногами. Как вы думаете, с чем связаны эти архитектурные решения? Предположите, какое количество людей мог вместить этот собор – один класс, пять классов, десять классов или всех учеников школы?
Исследуйте внутреннее убранство храма. Найдите доказательство того, что основными его посетителями были военные люди. Выясните, чем военный храм отличается от других? Есть ли в его оформлении воинские символы?
Найдите в соборе небольшую выставку, которая поможет вам представить, как выглядел храм в недавнем прошлом. Узнайте, что случилось с храмом.
Выясните у служителей храма, какие иконы были наиболее почитаемы среди военных. Как вы думаете, о чем молились военные у этих икон?
4 группа. Что находится рядом с храмом?
Исследуйте карту, на которой нанесены бывшие названия улиц, примыкающих к собору. Ориентируясь на исчезнувшие названия, предположите, какую территорию занимал Измайловский полк. Поразмышляйте, какие еще здания и сооружения, помимо храма располагались на этой территории.
Осмотритесь вокруг, предположите, в каких ближайших к храму зданиях могли бы жить военные? Вспомните, как называется дом для проживания военных? Как могли выглядеть эти здания? Сохранилось ли нечто подобное неподалеку? Выясните, как сегодня используются эти здания?
Измайловский полк был конным полком, а это значит, что на полковой территории надо было разместить не только людей, но и большое количество лошадей. Кроме того, надо было построить здание, в котором можно было бы тренировать лошадей и зимой и летом. Найдите среди зданий, расположенных неподалеку от собора бывший Манеж. По каким деталям можно определить его назначение? Как было устроено такое здание внутри? Что там располагается сегодня?
Поразмышляйте, как была устроена жизнь военной слободы. Выясните, какие еще здания и сооружения в вашем районе сохраняют память об этой странице его истории.
3. Обсуждение исследований, проведённых детьми (в школе).
Дети входят в класс под звуки военного марша и рассаживаются по группам. На экране изображение Троицкого собора. Включается грамзапись звучания колоколов.
Учитель читает стихотворение о Троицком соборе:
В звездах, синих куполах
Виден за окном собор,
Стены в лавровых венках.
Аттик. Барельеф. Декор.
На колоннах капители
Необычной красоты,
Это Стасов, не Растрелли
Разбросал на них цветы.
В XIX столетье и на средства от царя,
Веру в Бога не разрушив,
Чтоб стоять у алтаря
Воин мог, очистив душу.
По указу Николая
Церковь строится большая.
Вопросы учащимся:
- О какой церкви идет речь в стихотворении?
Молчаливый строгий вид.
Что же храм от нас таит?
Что же ведомо ему?
Отчего и почему
Только к храму подойдешь,
Словно в мир другой войдешь?
Нужен Ваш букет идей!
Чем храм служит для людей?
Все внутри, вокруг исследуй,
Что узнаешь – нам поведай!
Ответы учащихся
В ней просил солдат у Бога
Не судить его так строго.
И еще чтоб Он помог
Вновь прийти на свой порог.
Там за близких, помолясь,
Шел на смерть, перекрестясь.
А сегодня этот храм
Нужен мне, тебе, всем нам.
Он на площади стоит,
Память о тех днях хранит.
В нем поставлю я свечу
Или просто помолчу
В память тех, кто жизнь свою
Отдал, чтоб спасти мою.
Блиц-турнирВопросы детям на обобщение исследований:
1. Для кого был построен Троицкий собор?
2. С чем связано название собора?
3. Как называется площадь вокруг собора?
4. Имя архитектора этого собора?
5. Сколько входов у этого собора?
6. Чем отличается главный вход от остальных?
7. Какого цвета купола собора?
8. Встречается ли этот цвет во внутреннем убранстве собора?
9. Что символизируют звёзды на куполах?
10. Перечислите не менее двух символов воинской славы, присутствующих в оформлении собора?
11. Назовите символы царской власти, присутствующие в оформлении собора.
12. Какую роль выполнял храм в прошлом для жителей этого района?
13. С кем воевал Измайловский полк?
14. Назовите имя императора, которому служил этот полк?
15. Назовите не менее трех отличий военного храма от других?
16. Назовите святых покровителей военных.
17. Из каких элементов выполнена Колонна славы?
18. Почему стволы пушек направлены вверх?
19. Какая фигура венчает памятную колонну. Что она означает?
20. Как называется место проживания солдат?
21. Для чего использовалось здание Манежа?
4.Заполнение листа самооценки ученика в ходе исследования. Самооценка работы учащихся в группе.
Лист самооценки ученика (общие результаты)
Фамилия, имя_____________________________Класс__________
Критерии Очень хорошо
Хорошо Мне нужно постараться
2-а
класс 2-б
класс 2-а
класс 2-б
класс 2-а
класс 2-б
класс
Старт проектного исследования
Я внимательно выслушал учебную задачу 21ч.-
95% 15 ч.-
90% 1 ч.-
5% 1 ч.-
6% - 1 ч.-
6%
Я понял задание и смогу рассказать о нём друзьям и родителям 13 ч.-
59% 6 ч.-
36% 5 ч.-
23% 6 ч. –
36% 4 ч.-
18% 5 ч.-
28%
Работа над проектом
Я участвовал в сборе информации по своей теме 7 ч.-
32% 5 ч.-
30% 4 ч.-
18% 6 ч.-
36% 11 ч.-
50% 6 ч.-
34%
Я представил доказательства из своего собственного опыта 2 ч.-
9% 1 ч.-
6% 2 ч. –
9% 3 ч.-
13% 18 ч.-
82% 13 ч.-
76%
Я оформил результаты своей работы 8 ч.-
36% 7 ч.-
42% 11 ч.-
50% 9 ч.-
52% 3 ч.-
14% 1 ч.-
6%
Я принимал участие в создании продукта групповой работы 3 ч.-
14% 2 ч.-
12% 15 ч.-
68% 12 ч.-
70% 4 ч.-
18% 3 ч.-
18%
Я заранее готовлюсь к выступлению в другой группе о нашей совместной работе 5 ч.-
23% 3 ч.-
18% Финиш проекта
Я ответил на все вопросы проекта 17 чел.-
77% 14 ч.-
84% 3 ч.-
14% 2 ч.-
9% 2 ч.-
5% 1 ч.-
6%
Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе. 8 ч.-
36% 4 ч.-
24% 5 ч.-
23% 6 ч.-
36% 9 ч.-
41% 7 ч.-
40%
Критерии самооценки работы учащихся в группе
Критерии Оценка ученика Оценка группы Оценка учителя
Активное участие в работе группы. Активное участие в обсуждении и решении проблем, высказывание и аогументирование своей точки зрения. Уважение мнения других. Активная работа в команде и помощь другим в случае затруднения. В процессе работы научился ли я формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи, решать их. №
п/пКоличество учащихся 2-а – 22 уч. 2-б – 17 уч.
1. Полное совпадение оценки 5 ч. – 23% 3 ч. – 18 %
2. Оценка совпала ученика с группой, но не с учителем 15 ч. – 68% 9 ч. – 54%
3. Оценка совпала ученика с учителем, но не с группой - 1 ч. – 6%
4. Оценка ученика не совпала ни с кем 2 ч. – 9% 2 ч. – 12%