Статья ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Химич Ирина Николаевна
ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ –
ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»
Отделение учебно-консультационных пунктов
г. Ангарск
Введение
Благодаря тенденциям гуманизации пенитенциарной системы во второй половине XX в. в уголовно-исполнительной системе происходит смещение карательных акцентов на исправительные. В 90-е годы выдвинутые перед исправительной системой цели перевели, по сути дела, проблему неизбежного наказания за совершенные преступления из юридической плоскости в педагогическую сферу перевоспитания и ресоциализации осужденного.
Основное содержание
В истории пенитенциарной науки указывается, что одним из существенных средств исправления и перевоспитания осужденных и вместе с тем определяющим в дальнейшем их жизнь после освобождения из мест лишения свободы является образовательный фактор.
Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, был С.В. Познышев. Ещё в 20-х гг. XX в. он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько это возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов».
Проблемами общего образования в воспитательной системе исправительных учреждений посвящены исследования В.Н. Летунова, В.С. Радкевича, Н.А. Тюгаевой. Эти авторы совершенно справедливо отмечают, что образование имеет значительный потенциал для исправления и перевоспитания осужденных, их успешной адаптации после освобождения, так как дает им веру и надежду найти свое место в жизни, стать достойными гражданами, способствует самоутверждению личности, осознанию ею собственных возможностей, формирует опыт преодоления трудностей как в учебном процессе, так и в жизни, положительную мотивацию социально полезной деятельности и т.д.
При этом позитивный взгляд на образование осужденных и его роль в исправлении, приговоренных к лишению свободы сложился не сразу. Вопрос образования осужденных и сейчас вызывает в обществе неоднозначную оценку – от крайне негативной до сомнительной.
Многократно отмечалось, что повышение образовательного уровня осужденных к лишению свободы по-разному влияет на преступность, но установлено, что делает их преступления менее жестокими. Так А.С. Михлиным, Н.А. Тюгаевой подчеркивают, что образовательная подготовка влечет улучшение общей характеристики осужденных, а более высокому образовательному уровню лиц, отбывающих наказание, соответствует лучшая оценка их исправления. Осужденные-обучающиеся совершают значительно меньше нарушений режима отбывания наказания и позитивно адаптируются в условиях исправительных учреждений.
В зарубежной пенитенциарной практике обучение также рассматривается как устойчивая модификация поведения осужденного.
Вопросам, как использовать образовательный фактор для исправления осужденных, как включить их в образовательную и социально значимую деятельность, посвящены работы С.А. Ветошкина, М.А. Галагузовой, А.Г. Сломчинского и др.
Вместе с тем малоизученными остаются проблемы: модернизации образовательной системы, функционирующей в условиях пенитенциарной среды; влияния образования на ресоциализацию и адаптацию личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; формирования у них социально значимых качеств и ценностных отношений; при этом остаются не разработанными педагогические технологии, приемлемые для школ пенитенциарных учреждений.
Следует заметить, что международными правилами предусмотрено обеспечение осужденных возможностью повышения их образовательного уровня. Это находит отражение и в действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в котором предписано «в исправительных учреждениях организовать обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования» (УИК РФ гл. 15 ст. 112).
Это, в свою очередь, требует создания в каждом месте лишения свободы определенного образовательного социокультурного пространства, целями которого должны быть улучшение перспектив на успешную социальную реабилитацию осужденных после освобождения, поддержание в них уверенности в завтрашнем дне, повышение их уважения к самим себе.
В исправительных учреждениях система общего образования представлена школами, учебно-консультационными пунктами (УКП).
Роль учебных заведений при исправительных учреждениях велика. Она заключается в том, что осужденные к лишению свободы достаточно большую часть времени заняты учебной деятельностью, которая, прежде всего, отвлекает от пустого времяпровождения и помогает в переосмыслении своих жизненных позиций. Необходимо отметить, что учебные занятия, в некоторой степени, способствуют укреплению режима. В этом аспекте обучение (прежде всего общеобразовательное) можно рассматривать в определённой степени и как средство, способствующее достижению такой цели уголовного наказания, как частная превенция (предупреждение). Позитивное влияние на осужденных процесс обучения оказывает еще и потому, что в ходе образовательного процесса в УКП формируются положительные интересы и потребности осужденных.
Таким образом, обучение представляет неразрывное единство двух сторон – передачи учащимся знаний, умений и навыков (образование) и формирования у них позитивных мотивов общественно полезной деятельности – учебной, трудовой и общественной у учащихся осужденных, определенных качеств личности (воспитание), том числе и таких как настойчивость, дисциплинированность, социальная ответственность, что, в свою очередь, является важным фактором для регуляции осужденными своего поведения.
УКП при исправительных колониях – специфическое звено системы вечернего образования взрослых, организация образовательного процесса в которых имеет свои сложности (в сравнении с общеобразовательными учреждениями). Так обучающиеся УКП, возрастная категория которых достаточно широка (в среднем, от 18 до 30 лет в одном классе), часто приступают к обучению после длительного перерыва, имеют разный образовательный уровень, часто не соответствующий их возрасту; многие из них – негативный социальный опыт общения. При этом получение образования, являясь одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных, воспринимается ими как очередное наказание. Кроме того условия ограниченной коммуникации, в которых находятся осужденные, затрудняют приобретение ими положительных навыков социального взаимодействия, что препятствует достижению качества обучения в УКП, их успешной ресоциализации в целом.
Вывод
Поэтому, на наш взгляд, задачей педагогов, работающих в исправительных учреждениях, является создание таких условий в образовательном пространстве УКП, которые бы снижали негативное отношение осужденных к процессу обучения, и оно переставало восприниматься ими как карательная мера, напротив, способствовали бы повышению образовательного уровня обучающихся-осужденных, а, следовательно, их успешной ресоциализации в целом.
Литература
Галагузова М.А. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416с.
Ветошкин С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. А. Ветошкин, И. Д. Жарков. — Екатеринбург, 1999. — 56с.
Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания [Текст] / Фрунзе: Кыргызстан, 1980. — 200с.
Познышев C.B. Основы пенитенциарной науки Текст]: монография. — М., 1924. — 218с.
Тюгаева H.A. Адаптация осужденных к учебе в школе при ИТК [Текст]: учеб.-практ. пособие / H.A. Тюгаева. — Рязань, 1978. — 49с.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп. от 01.09.2013) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/uikrf