В поисках нравственного идеала (урок-исследование по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»

В поисках нравственного идеала
(урок-исследование по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»


Учитель русскогоязыка и литературы
МОУ «СОШ № 11 г.о. Саранск
Першикова О.В.


Цели урока:
 
1.            Воспитывать сострадание к другому человеку, милосердие.
2.     Учить деятельной любви к ближнему.
3.            Обогатить опытом нравственных переживаний.
4.     Подвигнуть к размышлению нравственном и безнравственном поступке.
 
Эпиграфы к уроку:
 
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
В.Г. Белинский
Только в братском общении и любовном согласии люди могут победить в себе злые влечения.
Ф.М. Достоевский
Закон жизни - это закон любви
Ф. М.Достоевский
 
 
 
 
Ход урока:
1.                                   Произведение прочитано.
2.                 Группам  даны исследовательские задания, индивидуальная работа со словарями.
 
3.                                   Дать понятие «нравственный идеал» по разным словарям ( Ожегова. «Словарю этики», «Этимологическому словарю»)
 
Вопросы и задания для 1 группы.
 
Характеристика Илюши Снегирева
1.          Этимология имени и фамилии. Портрет Илюши, как изображены его родственники, описание обстановки в доме. Чем все это важно?
2.          Какие события заставили особо страдать Илюшу? Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с мальчиками и Колей Красот-киным? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоотношениях с товарищами?
3.          В каких эпизодах страдания Илюши достигают наивысшей глубины и силы? Какие детали ( портрета, речи, поведения) заставляют сострадать Илюше?
4.          Что скрасило последние дни мальчика
 
Вопросы и задания для 2 группы:
 
Характеристика Коли Красоткин
 
1.           Этимология имени и фамилии.
2.           Незаурядный характер Коли. В чем это проявляется?
3.           Дать понятие по словарю Ожегова слов: самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, самоосуждение. Что общего у этих слов? Какие из этих черт присущи Коле? Способен ли Коля на самоосуждение?
4.           Прочитать самостоятельно главы из романа «Братья Карамазовы».
5.           Коле свойственны и другие черты. Какие? (доброта, великодушие, независимость, самоанализ ,самоосуждение? В чем проявилась доброта и великодушие Коли?
6.           Характер отношений мальчиков к Коле?
 
Вопросы и задания для 3 группы:
 
Алеша Карамазов.
 
1.           Этимология имени.
2.           Каким представляется вам Алеша? Какую роль он сыграл в жизни мальчиков?
3.           Каким отношением к детям проникнута речь Алеши? Что считает главным в жизни Алеша? Какие его слова наиболее значительны?
 
I. Вступительное слово учителя.
 
У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня попробуем провести исследование: кого в произведении «Мальчики»можно считать нравственной личностью.
-..Что такое нравственность? (читаем эпиграфы, даем понятие по различным словарям).
Человечество всегда волновали вопросы: что зло, что добро, какие ступки верны, а какие нет. Один из ответов содержит Библия; там даны 10 заповедей: не убий, не укради, уважай отца и мать, люби ближнего, как самого себя. Христианство называет и семь смертных грехов: зависть, пость, обжорство, гордыня, гнев, уныние, блуд.
Русских писателей всегда волновали вопросы нравственности, учили и учат своих читателей добру, справедливости, милосердию. Тургенев, Толстой, Достоевский всегда высоко поднимали положительного героя, наделенного влечением к добру и отвращением к злу. Наши писатели искали нравственный идеал, который может быть примером для других.
- Какого же человека можно назвать нравственным идеалом? Что это вообще такое - нравственный идеал?
 
II. Выступление учеников.
 
Мы прочитали с вами главы «Мальчиков» Ф.М. Достоевского, которые являются всего лишь небольшой частью его последнего романа «Братья Карамазовы». Именно в него Достоевский должен был вложить свои самые заветные мысли, должен был вывести героя, который и должен был стать тем самым нравственным идеалом.
А кто же нравственный идеал для самого Достоевского? К какому образу он должен был приблизить своего героя?
Ф.М. Достоевский был глубоко верующим человеком и поэтому, конечно же, для него нравственным идеалом был Христос. Достоевский считал, что в нем воплотилось все лучшее: любовь к людям, самоотречение, сострадание к людям, действенную доброту, неравнодушие, любовь к ближнему, милосердие.
Вся жизнь Христа - это подвиг служения людям. Таким, считал Достоевский, и должен быть человек нравственный, эти черты он и придает своим любимым героям.
Сегодня на уроке путем исследования мы и попытаемся понять, в ком из героев Достоевский воплотил свой идеал человека.
В нашем произведении три главных героя. Кто они? (Илюша, Коля, Алеша)
Каждая группа работала над характеристикой своего героя. Начнем мы с Илюши Снегирева.
Достоевский всегда серьезно относился к тому имени, которое он давал герою. Оно должно было говорить об основном, главном в его Характере.
Итак, Илюша Снегирев.. .Почему именно это имя выбрал писатель?
 
III. Выступления учащихся.
 
- Может ли Илюша быть примером для других? Является ли он тем самым нравственным идеалом?
К сожалению, хотя Алеша и говорит о нем: « Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик...» Но у Илюши присутствуют в характере черты, которые надо было исправлять. И если, я думаю, не его безвременнаясмерть, он мог бы стать прекрасным человеком.
-  А вот Коля Красоткин. Послушаем нашу вторую группу.
-  Можно ли Колю назвать нравственным идеалом?
Итак, безусловно, Коля наделен незаурядным характером, но...Он не может быть нравственным примером для других?
- Почему? (потому что в нем было слишком много само-, я у него в центре всего. Он постоянно заботится о том впечатлении, которое производит).
Что дала Коле эта история с Илюшей? Что он понял, что вынес из нее? ( Человек должен уметь сострадать, понимать другого человека, спешить делать добро, не боятся показаться добрым, любящим и милосерднымчеловеком.)
Перейдем к третьей группе, которая характеризовала Алеша Карамазов.
- Давайте коротко теперь скажем об основных качествах Алеши?
Он добрый и справедливый человек, любит и уважает окружающих, умеет понять и простить человека. Он обладает даром сострадания и милосердия. Он неравнодушен к событиям , происходящим вокруг него. Любовь кближним у Алеши возведено в ранг высшего отношения.
-  Перечитаем, что значит имя Алексей.
-   Какой же мы сделаем вывод?
Именно, Алеша и является нравственным идеалом в это отрывке. Именно, в его уста Достоевский вкладывает свои мысли. А значит, наши поиски закончены - это Алеша.
 
IV. Заключительное слово учителя.
 
А какие черты человека сегодня, сейчас выходят на первый план? Что сейчас стало важнее всего? (Деньги)
Деньги, деньги. Люди стали поклоняться им как богу. И вот стало царить равнодушие, а не милосердие, забота о собственном кармане, благополучии, а не любовь к ближнему; жестокость, а не милосердие.
- Чем же страшна такая подмена ценностей?
Стирание границ между добром и злом, опустошение, обеднение человеческой души.
- Что же нужно делать для того, чтобы этого не было?
Каждый человек должен понять , что нравственно, а что нет; и стараться вести себя так, чтобы хоть приблизиться к нравственному идеалу, а поможет в этом русская литература, которая несет в себе неисчерпаемые запасы добра. Это могучая нравственная опора в наше время. Герои окружат вас спасительной стеной, предохранят от порчи.

15