Сохранение и укрепление здоровья осужденных-учащихся через формирование осознанного отношения к своему здоровью

Сохранение и укрепление здоровья осужденных-учащихся через формирование осознанного отношения к своему здоровью

учитель химии и биологии
МВОУ «ВСОШ №2 г. Зеленокумска» при ИК-7
Устинова Л.Н.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам. Конечно, если у ребенка хорошая благополучная семья, заботящиеся о нем родители, то семья и педагогическая деятельность школы дополняют друг друга.
Одним из составляющих направлений сохранения и укрепления здоровья любого человека является формирование осознанного отношения к своему здоровью. Большое число лиц попавших в места лишения свободы это те, кто пренебрежительно относился к своему здоровью, вел нездоровый образ жизни, употреблял алкоголь и наркотические вещества.
Работа с таким контингентом начинается с создания предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна быть организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья, пояснении ошибок прошлого в безнравственном отношении к своему здоровью и вытекающих отсюда последствиях в настоящем. Одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в местах лишения свободы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у человека формируется на основе представлений о самом себе и на своих физических и личностных возможностях. Через активное участие в образовательном процессе учащиеся-осужденные лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.
Для проведения с осужденными специально организованных занятий могут использоваться различные методические разработки о здоровом образе жизни и развивающие мероприятия по укреплению здоровья и профилактики вредных привычек. Данный этап желательно реализовывать по формуле: сначала помоги ученику осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.
На занятиях по формированию у осужденных -обучающихся осознанного отношения к своему здоровью ученики получают знания через разнообразные виды деятельности: видеолекции, познавательные беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты. Воспитанники овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, приёмы физиологического и психологического расслабления, гимнастика для глаз. Осваивают приемы массажа «9 волшебных точек» по методике А.А. Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Немалую роль в формировании осмысленного отношения к своему здоровью играют уроки изучения строения и физиологии человеческого организма
Работа с осужденными-учащимися не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего периода, так как в летний период расширяются возможности по оздоровлению так как многие обучающимися используют изученные методики закаливания. Система закаливания разработана так, что человек от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия.
В работе с лицами находящимися в местах лишения свободы успешно реализуется еще одна из оздоровительных технологий – натурпатия, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у человека. В условиях ограниченного использования медикаментов эта технология обширно используется осужденными, особенно в период «пика» вирусной активности.
При работе в сложных условия исправительных учреждений необходимо проводить разъяснительные беседы о насыщении кабинетов, комнат отдыха теми растениям, которые очищают воздух от пыли и бактерий, поглощают вредные вещества, а летучие выделения хорошо влияют на сердечно – сосудистую систему, полезны при умственном переутомлении и нарушении мозгового кровообращения (лавр благородный, герань душистая).
Таким образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об организме человека, в которой ученик выступает исследователем, способствует формированию у осужденных-учащихся осознанного отношения к своему здоровью, позволяет научить :

· понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;

· осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;

· взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;

· узнавать предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;

· обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.);

· усваивать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.
Но, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная методика для человека попавшего в места лишения свободы, не сможет дать полноценных результатов, учитель не смог «достучаться» до его сознания, а над этим, нам учителям таких учреждений, нужно еще много и много работать.








13PAGE 15




15