Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (статья в сборник материалов конференции)

Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей
Е.П. Обод, учитель русского языка
и литературы ФКОУ «В(С)ОШ№ 1»
ГУФСИН России по Кемеровской области.

Известно давно, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни и нашего будущего. Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос воспитания детей. Это связано непосредственно с «духовным кризисом», который мы наблюдаем. Похоже, сбывается предвидение философа Ю.А. Шрейдера: «Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столь атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» [2, с. 7]. «Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество, – говорит митрополит Владимир в интервью газете «АиФ». – Каждый седьмой подросток – наркоман, то есть смертник. Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И все это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием...» [1]. Воспитание было и остается актуальнейшей задачей нашего времени.
В условиях модернизации современного отечественного образования общество неизбежно встало перед проблемой преодоления провала в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и обеспечения приоритета воспитания в целостном образовательном процессе. Это, в свою очередь, вызывает потребность в переосмыслении ценного и необычайно успешного социально-педагогического наследия А. С. Макаренко.
Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике лекции по методике Антона Семёновича Макаренко. «Педагогическая поэма» была перечитана на несколько раз. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников и преступников воспитать достойных граждан советского государства.
Наша теория воспитания исходит из того, что недостатки в поведении, антисоциальные привычки и правонарушающие наклонности не заложены в человеке от рождения. Они приобретаются под влиянием нездоровой среды, неблагоприятных условий, а так же в результате ошибок и недостатков в воспитании. Их можно искоренить, изжить в результате изменения условий жизни и путем правильно организованного воспитания и перевоспитания.
Перевоспитание это трудный и длительный процесс. Известно, что перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать. В процессе перевоспитания приходится изменять, а иногда и вытеснять уже сложившиеся привычки, взгляды, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних. Особенно трудно протекает процесс перевоспитания тогда, когда антисоциальные привычки прочно закрепились в воспитуемом, когда его противоправное развитие зашло слишком далеко. Что делать с социально неадаптированными детдомовцами, с сотнями малолетних преступников, живущих по порочному сценарию: «украл, выпил в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов?
Ведущая социально-воспитательная деятельность в авторской системе Макаренко - трудовое воспитание во взаимосвязи с коллективным самоуправлением воспитанников. Но вместе с этим, на наш взгляд, важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях – пустое занятие», – предупреждал А.С. Макаренко [3. Т. 4, с. 134]. Организовать детскую жизнь как опыт, воспитывающий определенную группу привычек, – таково было основное требование педагога, и в этом он видел сущность воспитания. Постоянная тренировка в нравственных поступках приводила к тому, что привычка к правильным действиям становилась для его воспитанников жизненной нормой. «Видеть хорошее в человеке, – отмечает Макаренко, – всегда трудно... Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» [3. Т. 4, с. 13]. Как же возможно нам проектировать хорошее в наших воспитанниках? Конечно же, это должно происходить ежедневно на наших уроках. Влияние уроков литературы и русского языка на духовное и нравственное развитие обучающихся всегда было огромно. Великая русская литература, так и не ответившая на шукшинское «что с нами происходит?», и могучий и прекрасный русский язык могут дать надежду на духовное обновление наших подростков. Особенно русская литература, с ее высокой моралью и жертвенностью, ее несравненной человечностью, состраданием и всегда светом в конце самого мрачного и темного туннеля. Она всегда была опорой. Роль художественной литературы в воспитании неоценима. Она формирует нравственные ориентиры человека, утверждает в нем гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает к культурному и духовному наследию человечества. О потенциальных возможностях воздействия литературы на развитие и формирование личности пишут многие исследователи. Так Т.Д. Полозова утверждает, что под воздействием художественной литературы осуществляется самореализация творческих способностей и духовных возможностей человека. «Литературный персонаж высвечивает характеры живых людей, картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. Человек начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной ситуации и действовать в соответствии с образами героев, художественных произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей». [4. c.132] Работая над проблемой нравственного и духовного воспитания на уроках литературы, убеждаемся, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Необходимо стараться помочь своими уроками как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности. Нельзя просто так в одночасье взять и исправить все ошибки и недостатки в воспитании, сразу вывести подростков на правильный путь. Нужно суметь достучаться до каждого. Систематическая работа по нравственному воспитанию подростков, осужденных к лишению свободы, на основе литературных произведений позволяет повышать уровень их нравственного развития «относительно самого себя».
Можно ли перевоспитывать несовершеннолетних преступников с помощью искусства? Думается, что роль курса по Мировой художественной культуре в духовно-нравственном воспитании подростков велика. Давно известны и обоснованы потенциальные возможности видов искусств, пути их кооперирования в процессе решения социально-педагогических задач. Воспитывающее воздействие искусства определяется тем, что через образы произведения искусства, будь то живопись, скульптура или архитектура, киноискусство или театр, раскрываются истина и ложь, добро и зло, красота и уродство. При помощи искусства подросток строит фундамент, широкую базу формирования мировоззренческих ориентаций. Книга и фильм, картина и театральная постановка выступают как средство познания жизни людей, являются своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни взрослых и проблемы человеческих отношений. Произведения искусства позволяют подростку узнать о сложных отношениях и чувствах, об их месте в жизни человека. Они различают границы жизни подростка, обогащая его духовно. Искусство своим духовным опытом, воспитательным значением помогает в становлении личности. Именно с помощью художественных образов произведений искусства подростки учатся видеть и воспринимать мир, жизнь, действительность. Курс МХК раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим в человеке силам. Все прикладное значение данного курса в конечном счете сводится к его воспитывающему действию.
Но мало видеть окружающую тебя красоту и пассивно знакомиться с искусством, важно активно приобщаться к творчеству. Умение что-то создавать своими руками самостоятельно не менее ценно. Именно поэтому творческое объединение «Под зеленым абажуром» обеспечивает не только развитие у подростков способности воспринимать и оценивать, но и творить красоту. В объединении приветствуется все: умение сочинять стихи и прозу, рисовать, лепить из глины и соленого теста, делать фоторамки, «выращивать» топиарии – деревья счастья, шить мягкие игрушки, изготавливать сувениры из природного и бросового материалов. Все это формирует положительные мысли и эмоции подростков, их поступки, умение переориентировать художественные интересы и, как следствие, свое поведение. Кроме того, в школе на протяжении многих лет работает пресс-центр - добровольная организация, основная цель которой - развитие творческих способностей учащихся, воспитание информационной культуры, формирование активной жизненной позиции. Под руководством педагогов ребята выпускают школьную газету – своеобразную летопись школьной жизни, создают видеофильмы, радиопередачи.
Есть убежденность, что основу содержания воспитания составляют общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна рождать в учащихся добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделены следующие: Человек, Семья, Знание, Культура, Земля, Отечество, Труд. Чтобы указанные ценности стали основой процесса воспитания, педагоги школы предлагают своим воспитанникам следующие пути приобщения к ним: участие в работе клуба «Патриот» на базе школьного музея, адаптивный курс «Самовоспитание личности и выбор профессии», систему классных часов в течение учебного года «Семья нравственная ценность человека», «Этика и психология личности», адаптивный курс «Культура речи и речевое общение», формирование классными руководителями отдельных целевых программ: «Наша малая Родина»; «Молодые граждане России»; разработку совместно с учащимися коллективных памяток «Заповеди настоящего человека», « Кодекс достойного человека-гражданина», фиксирующих в каждом коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются нравственные ценности. Основная задача уроков из курса «Вокруг тебя – мир» - познакомить воспитанников с ситуациями морального выбора, сформировать ориентировку на нравственно-этическое содержание поступков.
Задача каждого педагога в школе абсолютно точно знать: каков нравственный климат в классе; каковы взаимоотношения между детьми; у кого из учащихся особенно остры проблемы личностного развития, развивать и совершенствовать воспитательную систему, а вместе с ней и субъектов образовательного процесса. Развивая коллективные, групповые формы работы на уроках и во внеурочное время, используя дидактические игры, проводя научно-познавательные заочные экспедиции, аукционы знаний, уроки творчества, межпредметные и интегративные уроки, организуя коллективные творческие дела, педагоги стараются, чтобы каждый из воспитанников попал в так называемое пространство успеха - стал успешным в каком-либо виде деятельности - учебно-познавательной, интеллектуальной, в культурно-досуговой, спортивной или творческой.
Лучший опыт передовых отечественных педагогов стоит передавать новому поколению педагогов. Опыт А.С.Макаренко в работе с трудными подростками и правонарушителями - уникальное педагогическое наследие советского времени, которое не должно уходить в забвение, его опыт и педагогические идеи могут и должны быть переосмыслены и освоены молодым поколением педагогов и воспитателей.
Список литературы.
«Аргументы и факты», № 16, 2003 г.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. И франц. / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера.- М.: Прогресс, 1990.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М., 1983–1986. 164.
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством/В .Г. Маранцман//Литература в школе. 1998. -№ 8.-С. 91-98.
Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Книга для учителя/Т. Д. Полозова, Т.А. Полозова. М. .Просвещение, 1990. - 257 с.

15