Инновационный менеджмент в современной дошкольной организации


Инновационный менеджмент в современной дошкольной организации. Андрейчук И.Н. Внедрение инноваций трудный и долговременный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.
Для успешного осуществления процесса модернизации всей системы образовании Казахстан нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическим коллективам, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» сказал: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана».
Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).
Инновационный менеджмент в детском саду– это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольной организации требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада. Изменяющиеся запросы общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольную организацию к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.
Инновационный менеджмент в современной дошкольной организации предполагает:
проведение единой инновационной политики – координация деятельности всех структурных подразделений;
создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;
финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;
управление персоналом, осуществляющим инновации;
Инновационный режим жизнедеятельности КГКП «Ясли-сад №2» на 2010-2014 годы отражён в программе развития дошкольной организации. Программа развития имеет статус нормативно-стратегического документа и является планом осуществления основных нововведений в образовательной организации; не только актуальных, но и перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей; социального заказа.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах.
Целью программы развития является создание модели детского сада, как открытого социально-образовательного пространства, в котором удовлетворяются потребности детей и родителей в образовательных и оздоровительных услугах. Программа развития включает в себя следующие разделы: информационную справку, отражающую состояние воспитательно-образовательного процесса в детском саду, проблемный анализ деятельности всех структурных подразделений, концепцию, включающую стратегию развития дошкольной организации и этапы реализации: подготовительный, поисково-преобразующий, заключительный.
Программа развития детского сада и социальный заказ родителей, повлияли на выбор направления дополнительного образования в детском саду. С 2006 г. наш детский сад является дошкольной организацией общеразвивающего вида с приоритетным направлением – гуманитарно-эстетического развития.
Нашим педагогическим коллективом накоплен определенный положительный опыт в организации дополнительного образования. Для качественной реализации дополнительного образования в штат введены единицы педагогов дополнительного образования. На сегодняшний в детском саду работают 8 педагогов дополнительного образования (по эстетическому курсу, ИЗО, театральной деятельности, английскому языку, ритмике, хореографии). Осуществляется дополнительное образование дошкольников за счет вариативного компонента и кружковой деятельности. Вариативный компонент, предусмотрен типовыми учебными планами, утвержденными приказом министра образования и науки РК № 557 от 20. 12.2012 года «Об утверждении типовых учебных планов дошкольного образования Республики Казахстан» и введенный с сентября 2013 года. В рабочий учебный план КГКП «Ясли-сад №2» в 2013-2014 г. включены:
- во второй младшей группе занятия по ритмике в объеме 1 час в неделю;
- в средней группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю) и английский язык (1 час в неделю);
- в старшей группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю), английский язык (1 час в неделю), эстетику (1 час в неделю);
- в подготовительной группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю), английский язык (1 час в неделю), эстетику (1 час в неделю). хореографию (1 час в неделю).
Занятия вариативного компонента осуществляются по разработанным авторским программам, утвержденным как педагогическим советом внутри детского сада, так и прошедшим рассмотрение на заседании Ученого совета АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области. Коллективом детского сада залицензировано 6 педагогических инициатив:
УМК по обучению детей дошкольного возраста английскому языку «Little stars» автор – Артюшенко Н.Л.
УМК по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Уроки красоты».- Рыбакова Л.Н.
УМК по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Унгарова А.К.
УМК по обучению дошкольников казахскому языку «Мемлекеттік тіл – менің тілім» - Кусебаева М.А., Утина Ш.К.
УМК «Музыкальный остров» - Мокляк Н.Д.
Методические рекомендации по обследованию речи детей дошкольных организаций – Шиканова С.В.
Готовятся к лицензированию программа по театральной деятельности «Театральная мозаика» – Захарова Е.А.
Программа по ритмике «Ритмические узоры» - Лихачева Т.В.
Вторым направлением реализации дополнительного образования является кружковая деятельность, обусловленная запросом родителей. Не все родители на сегодняшний день имеют возможность осуществлять развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, посещая кружки в других учреждениях (имея финансовые или временные ограничения). По итогам анкетирования, проведенного в начале года, мы выявили приоритетные направления кружковой деятельности. Таким образом, в детском саду функционируют кружок по хореографии, ритмике, информатике, «Школа мяча». Свою деятельность кружковые объединения осуществляют согласно положению о кружковых объединениях, разработанным и утвержденным методическим советом. Положение предусматривает цели и задачи кружковых объединений, права и обязанности участников, а также контроль и документацию по деятельности кружков. Дошкольники посещают кружки во вторую половину дня, два раза в неделю, с согласия родителей.
Для эффективного функционирования дополнительного образования необходима система деятельности методической службы, позволяющая обеспечивать рост педагогического мастерства каждого педагога, развивать творческий потенциал, осуществлять педагогический процесс с учётом потребностей воспитанников и запросов родителей. В саду создана модель деятельности методической службы

Методическая служба в детском саду отражает основные ресурсы образования, актуальные направления и формы организации работы по формированию профессиональной компетентности педагогов. Структурными составляющими методической службы в нашем детском саду являются педагогический и методический совет и методические объединения, которые проходят в форме семинаров, практикумов, консультаций, мастер-классов, деловых игр, презентаций.
Немаловажную роль играют и индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Важным условием повышения уровня квалификации педагогов является курсовая подготовка на базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области, Республиканского ИПКСО, в Астане, согласно разработаному плану прохождения курсов повышения квалификации. За три года 71 % педагогов, работающих в детском саду, прошли курсы повышения квалификации.
Для реализации задач, предусмотренных государственным стандартом и дополнительным образованием необходимо построить так систему работы педагогов ДО, чтобы осуществить переход от монопедагогического взаимодействия «воспитатель – ребенок» к полипедагогическому взаимодействию. Большинство воспитателей отчётливо не осознают отличия полипедагогичекого взаимодействия от монопедагогического. И для этого есть объективные основания: воспитатель проводит с детьми гораздо больше времени, чем все специалисты вместе взятые. Однако, если сравнивать деятельность педагогов с культурным полем, которое они засевают, нужно всегда знать кем и когда оно засеяно. Чтобы выстроить педагогическое сотрудничество в пределах одной группы, необходимо сформировать для каждой группы «педагогическую команду», которая работает с детьми для достижения общей цели.
Полипедагогическое взаимодействие педагогов в детском саду строится на основе интеграции как одного из важных принципов организации педагогического процесса согласно ГОСО. Интеграция в воспитательно-образовательном процессе способствует объединению педагогического коллектива, позволяет направить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества каждого педагога, раскрытия его способностей.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:
Ознакомление с окружающим + ритмика
Физкультурное +развитие речи
Изодеятельность + эстетическая деятельность
Иностранный язык + математика
Художественная литература + развитие речи + обучение грамоте
Развитие речи + музыка + рисование
Музыка + математика
Английский +театральная деятельность.
Нам удалось включить в образовательное пространство детского сада всех педагогов дополнительного образования. Они работают в тесном контакте с воспитателями, друг с другом и помогают выполнять основные программы. Ведь мы не просто детский сад, мы – дошкольная организация с приоритетным направлением, а это значит, что наша задача – превышение стандартов по всем ведущим направлениям развития ребенка. Базисные же задачи решает сам воспитатель. Очень важно, чтобы превышение стандарта шло не за счет механического увеличения числа разных занятий и кружков, а благодаря интеграции образовательных областей, поиску эффективных методов , форм работы с детьми, внедрению новых технологий. В работе с детьми наши педагоги используют следующие педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология сотрудничества
Игровые технологии
Информационно-компьютерные технологии
Технологии развивающего обучения
Step bay stepТРИЗ
МонтессориЗдоровьесберегающие технологии
Экологические технологии
Технология гендерного подхода
Дифференцированное обучение
Опыт показывает, что дети, охваченные дополнительным образованием в дошкольной организации, становятся постоянными участниками, лауреатами смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества. Многочисленны и достижения воспитанников на различных спортивных соревнованиях, состязаниях, эстафетах.
В дальнейшем они успешны в школьном обучении, продолжают обучение в художественной, музыкальной, спортивных школах.
В заключении хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании, в системе управления Учреждением не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.