ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.



ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.

О.А. Аникина , А.Г. Стецюк
АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С №184 «Жигулёнок»,
г.о. Тольятти, Россия

На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях. Конкретные знания, умения, навыки не дают гарантии того, что человек займёт достойное место в дальнейшей жизни. Необходимо формировать у подрастающего поколения новые универсальные способности и поведенческие модели – ключевые компетенции. Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Следовательно, при сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности.
Компетентностное образование предполагает не просто получение детьми знаний, умений и навыков, а представляет совокупность универсальных умений, позволяющих ребенку реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. В процессе обучения мы формируем ключевые компетентности детей, позволяющие им оказываться адекватными типичным ситуациям.
Одной из задач современного образования является формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников. Это большой,
важный пласт работы педагога с детьми. Но в данной статье мы коснёмся только одной стороны вопроса - многоуровневого межличностного общения.
Проблемой отношений сверстников в группе давно занимаются отечественные и зарубежные учёные: А.А.Бодалев, Л.Я. Гозман,Е.Г. Злобина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. Это обусловлено тем, что в любой деятельности важны умения выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающими людьми, а закладываются они в дошкольные годы. Именно в дошкольных учреждениях на основе опыта общения со сверстниками, закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребёнка со сверстниками. Межличностные отношения определяют положение ребёнка в группе. От того как они складываются, зависит и эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость ребёнка в данном коллективе. Работы Л.П. Бухтияровой, Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевской, Т.А. Репиной показали, что положение ребёнка в группе сверстников не является постоянным, оно может меняться под влиянием многих факторов. Изменить положение может воспитатель, используя определённые приёмы.
По мнению Б.Г. Ананьева, В.Р. Мясищева процесс развития личности, формирование черт характера находится в прямой зависимости от существующих межличностных отношений. По мере того, как симпатии и антипатии детей в отношении сверстника приобретают устойчивость, они оказывают всё большее влияние на развитие отдельных черт личности и в конечном итоге определяют их. Так хорошие отношения формируют у ребёнка такие качества, как: доброта, отзывчивость, а конфликтные отношения: отчуждённость, грубость, скрытность, агрессивность в поведении. Все эти черты, сложившиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию впоследствии сохраняться и трудно поддаваться перестройке. Поэтому одной из главных задач социального развития дошкольников является формирование социальной компетентности.
В своей работе мы поставили следующие задачи: формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека и нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе; реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами; организация совместной со сверстниками деятельности, позволяющей ребенку увидеть в ровеснике личность, учитывающей его желания, считающейся с его интересами, и помогающей переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых. Доминирующую роль в работе с детьми мы отвели сотрудничеству с взрослыми, сверстниками и младшим детьми в разных видах деятельности, опираясь на программу С.Г. Якобсон.
Фундаментом всего педагогического процесса явилась педагогическая диагностика, основанная на записях эпизодов из жизни группы, наблюдения за поведением воспитанников, образцы детских работ, интервью, беседы. Диагностика позволила сформулировать индивидуальные цели для каждого ребенка.
Реализация воспитательно-образовательных задач стала успешной благодаря плодотворному сотрудничеству с семьями воспитанников. Педагоги и родители стали равноправными партнерами, проявляя единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, находя единые подходы в работе с детьми. Родители были включены в деятельность дошкольной организации: участвовали в проведении занятий, занимались совместно с детьми различными творческими видами деятельности дома и в детском саду, участвовали в городских выставках и конкурсах, что повлияло на повышение самооценки и социальной уверенности детей. Совместная работа с родителями также помогла успешному усвоению ребёнком норм и правил поведения.
Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок "не видит сверстника", пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить детей. Как показывает опыт, общие занятия возможны только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе не готовы к объединению. Поэтому необходимо подбирать задания и игры, способствующие налаживанию позитивных отношений со сверстниками и готовящие "трудных" детей к сотрудничеству.
С целью сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников в группах детского сада созданы центры личностного общения (далее ЦЛО) и ведется поиск новых эффективных средств и методов создания благоприятного климата в дошкольном учреждении. Работа в них строится на принципах интерактивности.
Одной из воспитательных задач, решаемой в ЦЛО является формирование у детей положительного  отношения к себе. Каждый день педагоги старались поддерживать убеждение каждого ребенка в том, что в нем много хорошего и сообщали об этих достоинствах детям, родителям. Создавали у каждого ребенка уверенность в уважении его взрослыми (воспитателями, родителями). Рассказывали в присутствии всей группы о достижениях и хороших чертах каждого ребенка. Традиция «Жемчужина недели» гармонично сочетается с методикой «Волшебная труба». И та и другая способствуют развитию самосознания ребёнка и адекватной самооценки детей. Благодаря данной методике у коллектива группы постепенно менялось отношение к «непопулярным» детям, с которыми не хотели дружить и не могли найти в них положительных качеств. Стали чаще принимать их в игру.
Эффективным приёмом в работе стало разыгрывание моральных пьесок. На первых порах роли отрицательных героев были невостребованы детьми. Поэтому при их распределении воспитатель акцентрировала внимание на значимости отрицательной роли обидчика; пояснив, что в мире кино и театра «отрицательные» роли играть сложнее и их предлагают очень ответственным исполнителям, тем самым педагог мотивировала дошкольников к активному участию при выборе ролей. Полюбив инсценирование пьесок, дети стали предлагать свои варианты, в которых обидчик понимает, что поступил не правильно, исправляет свой поступок и становится положительным героем. Впоследствии начали придумывать пьески сами.
В результате работы дети меньше ссорились, старались договориться, защитить тех детей, которых обижают, сократилось количество жалоб, так как дети стали самостоятельно разрешать конфликты конструктивными способами.
Для развития нравственной воспитанности педагоги не первый год используют опыт взаимного посещения групп с целью обеспечения межвозрастного общения. Общение с малышами строили поэтапно. Сначала посещали те группы, где есть младшие братья и сестренки. Организовывали совместные игры, устраивали концерты для малышей, изготавливали и дарили им подарки. После посещений малышей старшие ребята становились важными, делились в группе своими впечатлениями в кругу сверстников. Такие походы стали традиционными. Дети с нетерпением ждут этого дня, серьезно готовятся и с каждым разом деятельность становится интересней, разнообразней. Дети чувствуют себя старше в кругу малышей, проявляя заботу. Даже настрой в группе изменился, дети серьёзнее стали относиться к своим обязанностям.
Дошкольникам нравится ещё одна форма межвозрастного взаимодействия игра «Спасатели». Она включает разные виды оказания помощи: «Ремонт книг», «Уход за растениями», «Наведение порядка».
Цель этой работы – развить умение взаимодействовать и договариваться друг с другом, малышами, укреплять взаимное расположение, развить взаимопомощь и заботу о младших. Что способствует плодотворному многоуровневому межличностному общению.
Одним из приемов в формировании детского коллектива является вовлечение воспитанников в общественную жизнь детского сада. Наравне с взрослыми они участвуют в поздравлениях: детей – победителей соревнований, конкурсов, именинников, поздравляют педагогов с праздниками по селектору. В группе дети самостоятельно обсуждают возможных кандидатов на эту роль, определяя необходимые качества. Так как чаще всего дети отбирают на ответственные мероприятия лидеров группы, воспитатель, регулируя выбор, предлагает кандидатов из числа трудных в общении детей, опираясь на их позитивные качества. Кроме поздравлений, по селектору ведется рубрика «Добрые вести», где старшие дошкольники рассказывают о хорошем поступке своих друзей.
Вся эта работа педагогов, родителей и детей дала положительные результаты. Дошкольники стали часто проявлять активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Большинство доброжелательно оценивают личные качества и результаты труда или творчества других детей, учитывая их позиции. Самостоятельно применяют навыки разрешения конфликтных ситуаций нормативными способами, защищают свои права и права других людей. У детей сформировано толерантное, доброжелательное отношение к людям.
А также наша работа способствовала достижению дошкольной зрелости и благотворно повлияла на социальную адаптацию детей в школе.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избр.психол.труды. М., 1980. -Т.2. 2 -217 с.
2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей
3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.-27 с.
3. Бодалев А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде. Воспитательные системы массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. -78 с.
4. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. Т.2. с. 223- 227
5. Якобсон С.Г. Моральное воспитание дошкольников: пособие для воспитателей детских садов. М., 2003. -112 с.

Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615