Формирование компетенции личностного самосовершенствования на занятиях аэробикой


Формирование компетенции личностного самосовершенствования в процессе занятия аэробикой.
Компетенции – это интегрированное свойство, характеристика личности, которые обеспечивают способность человека реализовать свой потенциал.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Как видно из данной классификации, отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.
Компетенция личностного самосовершенствования определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Таким образом, умения  представляются  как  компетенция в действии.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться личности ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Дополнительная общеобразовательная программа «Аэробика» реализуемая в Центре дополнительного образования направлена на достижении поставленной цели: развитие физических и творческих способностей обучающихся, достижение спортивного мастерства в группах аэробики.
Данные компетенции личностного самосовершенствования раскрываются через следующие задачи: обучить обучающихся практическим навыкам, элементам аэробики; развить физические и творческие способности; воспитать коммуникативные качества обучающихся, социальных норм коллективного взаимодействия и сотрудничества  в учебной и соревновательной деятельности.
Исходя из поставленной цели и соответствующих задач по достижению цели, обучающиеся овладевают теми способами деятельности, которые формируют компетенции личностного самосовершенствования основанных на универсальных учебных действиях, реализуемых через общеобразовательную дополнительную программу «Аэробика».
1. Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели.

Что же приобретает обучающийся, пройдя через процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, понимание важности дисциплины, трудолюбия, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
Задачей педагога является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Положительная мотивация обучающихся на занятиях аэробикой зависит от положительных переживаний, эмоций, от педагогической оценки деятельности, которым он занимается. Для повышения мотивации и удовлетворенности занятиями аэробикой используются активные формы и методы обучения: игра, обучение через деятельность, портфолио, показательные выступления, соревнования и конкурсы.
2. Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Занятие аэробикой в основном подразумевает групповую форму обучения, так же как и соревнования по фитнес – аэробике являются командным видом спорта. Поэтому успех в достижении цели возможен только при условии умения каждого обучающегося взаимодействовать с участниками своей команды. Отношения между обучающимися должны быть выстроены на уважении, доброжелательности, отзывчивости по отношению к друг к другу. Если один из участников не справляется с разучиваемым элементом, движением обучающиеся знают, что ему нужно помочь, так как по критериям судейства все выступление оценивают по слабейшему участнику команды. Это коллективный труд, основанный на взаимопомощи.
Умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Все эти умения относятся к коммуникативным способностям обучающихся, которые формируются через формы и методы проведения занятий.
- во время игровых форм (музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр) обучающиеся взаимодействуют со сверстниками по правилам проведения подвижных игр, спортивных эстафет и соревнований;
- во время занятий, подготовке к показательным выступлениям, обучающиеся объясняют в доступной форме технику  выполнения упражнений, танцевальных шагов и элементов; находят,  анализируют  ошибки и  исправляют их.
Умение слышать, концентрироваться, работать над ошибками, ставить задачи перед собой и стремиться к их решению.
Практический результат занятий данным видом двигательной активности, это показательные выступления и соревнования по фитнес-аэробике, будет эффективен в том случае, когда у обучающихся сформировано стремление к достижению цели, исходя из которой ставятся практические задачи, которые требуют умения слышать, концентрироваться, работать над ошибками.
Умение организовывать здоровьеформирующую жизнедеятельность.
Аэробика является эффективным средством пропаганды здорового образа жизни. Учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия; формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, обеспечение физического и психического саморазвития.
На занятиях по аэробике применение здоровьесберегающей технологии позволяет придерживаться здоровьесберегающей организации учебного процесса и  ставить следующие задачи:
- организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создать у обучающихся условия ощущения радости в процессе обучения;
-   мотивировать на здоровый образ жизни.
Занятия выстраиваются с учётом физических особенностей, характерных для определённого возраста. В процессе обучения на занятиях аэробикой проводиться инструктаж по технике безопасности.
Обучающиеся объединения «Аэробика» принимают участие в мероприятиях разного уровня направленных на пропаганду и сохранение здоровья детей.
Заключение.
Таким образом, формирование компетенции личностного самосовершенствования в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Аэробика» не заканчиваются, а получают свое дальнейшее развитие в процессе развития личности.