Урок развития речи в 1 классе.ТЕМА: Осенние работы в поле, саду, огороде. Обучение составлению рассказа по картине с использованием ТРИЗ.


Урок развития речи в 1 классе.

ТЕМА: Осенние работы в поле, саду, огороде. Обучение составлению рассказа по картине с использованием ТРИЗ.
Цель:
Познакомить учащихся с трудом людей осенью. Уточнить знания о сельскохозяйственных профессиях. Учить детей находить объекты и схематизировать их, развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь перечислять объекты на картине ;моделировать объекты; группировать по заданному признаку; обобщать объекты; обобщать знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств(прием "вхождения в картину ;выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости ;данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему.
Оборудование:
- картинки - яблоко, капуста, поле, морковь;
- картина «Сбор яблок»
- ватман, черный и красный фломастеры.
Словарь: заморозки, пашня, озимая пшеница.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- Прозвенел звонок, начинаем мы урок развития речи.
- Сядьте правильно, как сидят ученики. Улыбнитесь друг другу, и в хорошем настроении мы начинаем урок.
2. Вводная беседа:
- Сегодня мы поговорим об очень красивом времени года. Это время года не только красиво своими красками, но одаривает нас богатым урожаем.
Осень добрая к нам пришла.
Урожай она богатый принесла.
Помидоры красны, огурцы зелены,
А капусты кочаны и белы, и сочны.
Почему осень называют доброй?
Как назвать одним словом дары осени, которые перечислены в стихотворении?
Где они растут? (на огороде)
Скажите, а как вы думаете, легко ли вырастить богатый урожай?
Что для этого нужно?
- Вот сегодня мы и поговорим о труде людей осенью.
С приходом осени у людей становится много дел. Начинаются заморозки. Утром трава часто покрыта белым инеем. Птицы улетают на юг. На полях, огородах, начинается уборка урожая, подготовка пашни к посеву озимой пшеницы.
Объясните значение слова пашня, озимая пшеница?
Как колхозники готовят землю под посев? (пашут)
Для чего трактор оставляет по краям поля большие крупные комья? (остаётся влага на поле, зимний ветер не выдувает посевы)
Как называется профессия людей, которые трудятся в саду? (садовод)
В чём состоит труд садоводов? (подрезают ветки, окапывают деревья, белят стволы, …)Назовите профессию человека, который выращивает овощи? (овощевод)
Как вы думаете, важна ли эта профессия для людей?
Докажите.
О каких профессиях вы узнали из нашей беседы?
3.Работа по теме.
1. Игра
Обобщение по группам : на доске картинки: яблоко, груша, картофель, помидор, огурец, свекла …
Распределить картинки по группам.
Показать картинку и подобрать к предмету его признак.
13589001123950022225001123950071120011239500Капустабелая сочнаякруглая.
25781001498600016002001498600071120014986000Морковь красная овальнаясочная
35560001873250027559001873250016891001873250062230018732500Яблоко румяное круглоесладкоеспелое.
Какую работу должен выполнить садовод, чтобы получить летом хороший урожай?
Какую работу выполняет пахарь на поле, чтобы подготовить к посеву озимой пшеницы?
Физкультминутка: «Весёлые ребята».
2. Работа по картине:
1 этап. «Определение объектов на картине»
Цель: формировать умение определять объекты, изображенные на картине
и схематизировать их «смотрю на картину и называю объекты».
- Рассмотреть картинку. Содержимое картинки (мальчик срывает яблоки с дерева, а девочка кладет яблоки в корзину).
- Кто нарисован? (девочка и мальчик).
- Что они делают? (собирают яблоки)
- Во что они собирают яблоки? (в корзинки)
- Где растут яблоки? (на деревьях)
- Как называются эти деревья? (яблони)
- Где растут деревья? (в саду)
- Что виднеется за деревьями? (здание)
2 этап. «Установление взаимосвязи между объектами на картине»
Цель: находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине «один
объект связан с другим».
Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.
1.Выдели два объекта.
2.Обьясните, почему они между собой связаны.
3.Объедините названные объекты стрелками. Найдите связь между объектами.
- Какие два кружочка мы можем связать между собой? (на ватмане соединить кружочки линиями)
3 этап. «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Цель: на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание)
«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»
- В речи слова характеризующие звуки, запахи, тактильные ощущения. Насытить яркими образами, погрузиться в картину. Представить все что можно потрогать и сказать вкусовые качества.
«Погружение в картину». Мальчик темноволосый. Одет в теплую кофту фиолетового цвета и зеленые штаны. Девочка тоже темноволосая. На ней теплый шерстяной свитер, розовые теплые штаны, зеленый берет.
Деревья-…
Листья-…
Яблоки-…
Вкус яблок-…
Сад-…
Запах сада- ...
Корзины-…
Здание-…

Физкультминутка.
4 этап.
1. «Картотека загадочных слов» (фразеологизмы)
Кипит работа – быстро работают. В двух шагах – очень близко, рядом.
2. Метод фокальных объектов
- вид объекта на картинке;
- по представлению;
- нереальный объект;
Н- р: девочка, мальчик, корзина, деревья, школа, яблоки, сад, быстрые и т. д.
3. Задания на сравнение (сравнить мальчика и девочку)
4. Составление загадок
- Яблоко какое? (круглое)
- Какой предмет похож на яблоко? (клубок)
- Какого цвета? (зеленого)
- Какие предметы зеленого цвета? (растения, трава)
- По вкусу? (сладкое)
- Пирожное.
- Получилась загадка: круглое, но не клубочек, зеленое, но не трава, сладкое, но не пирожное. . .(яблоко)
5 этап. Рассматриваем персонаж с двух сторон (представить себя персонажем плохим и хорошим)
6 этап. «Составление творческих рассказов по картинке»
Цель: закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине.
4. Рефлексия.
Игра профессора Вопроскина, где дети задают друг другу вопросы по картине.
5. Подведение итогов урока.