Конспекты уроков по физике в 8 классе по теме Электричество


Урок № 25/1 физика в 8 классе. Дата__06.12
Тема: «Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
образовательные: формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов; формирование понятия электризация и выяснение сущности процесса электризации тел; формирование знаний о способах электризации; определение знака заряда наэлектризованного тела;
развивающие:  ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов; способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике;
воспитательные: способствовать воспитанию культуры мышления и речи; воспитывать  интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-творческий.
Формы работы: эвристическая беседа, практическая работа по парам, выполнение творческих заданий.
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив,  султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага, резина, расчески, хлопок, шерсть, капрон, линейки из оргстекла.Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений. Мотивация.        В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Выберете из предложенных физических явлений электрические.
Давайте дополним схему примером электрического явления, с которым вы сталкиваетесь при выполнении профессиональных обязанностей парикмахера. Это электризация. Это явление полезное в вашей деятельности или вредное? Сегодня мы с вами должны выработать меры по предупреждению электризации при выполнении парикмахерских работ. Но для этого нам нужно очень подробно познакомиться с явлением электризации. Поэтому тема нашего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов». Записываем в тетради тему урока.
Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснять, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, а это вам поможет выработать меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.
3. Изучение нового материала.          
 Запишем план урока:
1) происхождение слова «электричество»
2) понятие электризации
3) способы электризации
4) виды электрического заряда
5) взаимодействие заряженных тел
6) причины электризации при проведении парикмахерских работ
7)  меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.
        В Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете  жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень неудобно. Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске).
Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале    17 века выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.        Давайте проверим, действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки расчески и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе, потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.
        Демонстрации.  Эбонитовая палочка, натертая о мех, притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка, потертая о шелк притягивает листочки бумаги. Эбонитовая палочка потертая о мех притягивает к себе струю воды. (по рисунку в учебнике стр.  58 рис. 28)         Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)
1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.
2.Электризация – явления,  в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.
3. В электризации участвуют два тела.
4. Электризуются оба тела. Познакомимся с ее способами..        Итак, тело можно наэлектризовать трением, ударом, соприкосновением.
        Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии?
                На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле.
        Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по - разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Два рода заряда       Отрицательный      (эбонит о мех)                                                          Положительный (стекло о шелк)       
        Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним, как они взаимодействуют. Делаем вывод и записываем в тетрадь:- заряды одного знака отталкиваются - заряды разного знака притягиваются.           
4. Закрепление изученного: Теперь давайте проверим,  что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.
Тест (с взаимопроверкой)
Тело, которое наэлектризовано …а) нагревается ;б) охлаждается ;в) приходит в движение ;г) притягивает к себе другие тела
Электрические заряды бывают…    а) положительными.    б) отрицательными.
в) положительными и отрицательными; г) разными.
3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
а) положительно; в) отрицательно; г) не заряжено.
4. Тело можно наэлектризовать …
а) нагреванием ; б) трением ; в) растяжением; г) соприкосновением; д)  ударом.
5.Подведение итогов:
1.Каким способом можно наэлектризовать тела?
2.Назовите два рода заряда.
3.Как взаимодействуют эти заряды?
6. Домашнее задание; Выучить 24,п.25 Подготовить сообщение о применении электризации в быту и промышленности.
Урок № 26/2 физика в 8 классе. Дата__07.12
Тема: «Электрическое поле»
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
образовательные: формирование первоначальных представлений об электрическом поле, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов; Формировать убеждения материальности и познаваемости окружающего мира. Формировать умения применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.
развивающие:  ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрического поля; способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике;
воспитательные: способствовать воспитанию культуры мышления и речи; Воспитывать интерес к предмету, коммуникативность, умение проявить себя .Метод: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-творческий, проблемно-поисковый.
Формы работы: эвристическая беседа, фронтальный опрос ,индивидуальные и дифференцируемые задания, защита презентаций.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Демонстрации: 1) электризация тел; 2) опыт по электризации зерна; 5) взаимодействие наэлектризованных султанов; 6) расположение железных опилок на листе бумаги под действием эл поля; 7) опыты, доказывающие, что эл. поле обладает энергией.
Оборудование: кусок шерсти ,эбонитовая палочка, стеклянная палочка, метровая линейка, , стакан на острие, пластмассовая линейка, зерно, пластмассовая воронка, штатив, , мелко нарезанная бумага, клей. Прибор для демонстрации эл поля, лист бумаги, два султана, два проводника, электроскоп.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
а) в виде фронтального опроса.
б) отдельные учащиеся получают индивидуальные дифференцированные задания на карточках.
Учитель. Вспомним, что такое электризация? (Сообщение телу заряда в результате соприкосновения, трения или удара.)
Учитель. Показать и объяснить опыты по электризации различных тел, используя приборы, находящиеся на столе. Покажите, что наэлектризованное тело обладает новым свойством.
1опыт Пластмассовая ручка и шерсть, мелкие кусочки бумаги 2опыт Колба закрыта пробкой с воткнутой в нее вязальной иглой. На острие иглы надет перевернутый стакан так, что он находится в равновесии. Пластмассовую линейку, потертую о лоскут шерстяной ткани положить на стакан. Поднести к концу линейки палец, не касаясь ее. Она будет двигаться за пальцем. Затем можно определить заряд линейки с помощью эбонитовой палочки, потёртой о бумагу
В результате соприкосновения и трения о мех (или шёлк, бумагу) эбонитовая палочка, пластмассовая линейка приобрели новое качество, выражающееся, в том, что они стали способными притягивать к себе различные тела с силой, значительно превышающей силу гравитационного притяжения. Наблюдаемые явления есть электризация тел. При электризации тела приобретают электрический заряд.
Домашнее задание: Рассказ с презентацией об электризации в природе – молнии. «Значения зарядов Земли, облаков» На экране – слайды презентации, учащиеся пробуют их объяснить.
3. Объяснение нового материала:
Учитель. Итак, мы знаем, что существуют два рода зарядов: положительный и отрицательный. Как показывают опыты, наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом.
Как передается это взаимодействие? Может быть через воздух? Обратимся к опыту. Зарядив электроскоп мы видим как листочки отталкиваются друг от друга. Поместим его под воздушный колокол и откачаем оттуда воздух. Мы видим, что в разряжённом пространстве листочки отталкиваются. Значит, электрическое взаимодействие не передается с помощью воздуха. Между телами существует что-то материальное не ощущаемое и невидимое нами, через которое передается электрическое взаимодействие.
Учитель. Согласно учению английских физиков Фарадея и Максвелла, вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле.
4.Закрепление и систематизация полученных знаний.
Учащимся предлагается фронтальный эксперимент, для чего они должны взять две полиэтиленовые полоски, положить их на стол рядом (параллельно друг другу) и провести по ним один раз рукой. Затем они поднимают пленки за концы, разводят их и, медленно сближая, наблюдают за их взаимодействием.
Ответьте на вопросы:
По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел? (Сила взаимодействия тем больше, чем сильнее притягиваются или отталкиваются полоски.)
Как взаимодействуют заряженные полиэтилен с полиэтиленом и полиэтилен с бумагой? (Полиэтиленовые полоски отталкиваются друг от друга, полиэтиленовая и бумажная – притягиваются).
На оба ли заряженных тела действует электрическая сила? (Да).
От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел? (Сила взаимодействия заряженных тел зависит от абсолютного значения зарядов и расстояния между ними).
Как зависит сила взаимодействия заряженных тел от значения зарядов и расстояния между ними? (Сила взаимодействия заряженных тел тем больше, чем больше абсолютное значение зарядов и чем ближе они находятся друг от друга).
В результате анализа опыта приходим к выводу о том, что взаимодействие заряженных тел происходит через пространство между заряженными телами.
Поводя итог изученного, учащиеся приходят к выводу (можно использовать работу с книгой) Пространство, в котором обнаруживается взаимодействие заряженных тел, называется электрическим полем. Условно электрические поля изображаются силовыми линиями. Источником силовых линий является положительный заряд, приемником – отрицательный. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической.
Действия на заряженные тела электрического поля передаются не мгновенно, а с конечной скоростью: с=300 000км\с.
5. Итог урока. Выставление оценок. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающего незаряженное тело? Как можно обнаружить электрическое поле? Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему?
6. Рефлексия.
7 .Домашнее задание:28 (устно ответить на вопросы после параграфа Подготовить материал об опытах Иоффе и Милликена (двум ученикам)
Урок № 27/3 физика в 8 классе. Дата__13.12
Тема: «Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов»
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
образовательные: Убедить учащихся в делимости электрического заряда. Дать представление об электроне, как частице с наименьшим электрическим зарядом.  Познакомить учеников со строением атома, планетарной моделью атома по Томсону и Резерфорду.
развивающие:  систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “электрический заряд”, “сила тяжести”;развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала; формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.
воспитательные: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала; развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-творческий.
Формы работы: проверочные тесты, презентации, эвристическая беседа, работа над мини-проектами.
Демонстрации: Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика. Планетарная модель атома по Резерфорду. Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева».
Оборудование: Урок сопровождается презентацией «Электрон. Строение электрического заряда.»Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у вас урок физики ,который откроет перед вами тайны микромира и мы увидим тесную связь между физикой и химией. В конце урока все по достоинству получат оценки. А как видно здесь только достойные собрались! Так что…  Все  давайте начнем работу.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Повторим  материал, изученный на предыдущем уроке. Проведем краткую самостоятельную работу. Я вам раздам карточки, а вы выполните следующие задания. У вас 7 минут.(сдаются выполненные задания)
3. Объяснение нового материала.
План изложения нового материала:
Делимость электрического заряда;
Электрон;
Модели атома, существовавшие до начала XIX в;
Опыты Резерфорда;
Ядерная модель атома Резерфорда.
На доске написать тему: Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома Презентация (Электрон. Строение электрического заряда.ppt)Делимость электрического заряда.  Демонстрация опыта:  Возьмем  два  электроскоп,  один из которых зарядим эбонитовой палочкой потертой о шерсть,  соединим  проводником оба электроскопа.  
Демонстрируя опыт по переносу заряда с заряженного электроскопа на незаряженный,  вопрос классу:
-        Как вы думаете, можно ли электрический заряд делить бесконечно? (Выслушать мнение учащихся)Затем проведем демонстрацию опыта: Возьмем два одинаковых электрометра и один из них зарядим (рис. а). Его заряд соответствует 6 делениям шкалы.

Возникают  вопросы: как долго можно дробить первоначальный заряд?  Существует ли  предел  подобного деления? Школьные электрометры  - не очень чувствительные приборы. Довольно скоро их заряд настолько уменьшится, что электрометр перестанет его фиксировать. Чтобы ответить на эти вопросы нужно проводить более сложные и точные опыты. Их провели два физика: российский ученый Абрам Федорович  Иоффе и американский  ученый Роберт   Милликен. (С домашней презентацией выступают двое учащихся ,рассказывая об этих опытах)
Учитель: Из этого опыта был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший заряд, который более не делился. Эту частицу назвали электроном.
Электрический заряд – это физическая величина, которую обозначают буквой q.
За единицу электрического заряда принят кулон (Кл). Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали электроном. Этот заряд нельзя «снять» с электрона. Заряд электрона обозначают буквой е. Заряд электрона является отрицательным.  e=−0,00000000000000000016 Кл = −1,6⋅10−19Кл. Этот заряд в миллиарды раз меньше того, что обычно получают в опытах по электризации тел трением.Чтобы узнать заряд тела необходимо заряд электрона умножить на количество зарядов n.q=e⋅n.Электрон очень маленькая частица. Его масса m=9,1⋅10−31кг. Крылышко мухи имеет массу, примерно в 5⋅10²² большую, чем масса электрона.
Перед учащимися ставится проблема: Используя знания химии расскажите строение атома.(работа в парах –нарисовать и представить рис. Нейтрального атома, отрицательного иона, положительного иона)
Ответы: Атом состоит из ядра, а вокруг него двигаются электроны. Модель атома можно представить себе следующим образом:

Нейтральный атом Отрицательный ион Положительный ион

Число протонов и электронов одинаково Число электронов больше числа протонов Число электронов меньше числа протонов
Узнать сколько тех или иных частиц содержит нейтральный атом, поможет периодическая система химических элементов (таблица Менделеева). Любой элемент в таблице имеет порядковый номер и относительную атомную массу.
 

 
Обрати внимание!
Количество протонов, а также электронов в нейтральном атоме всегда совпадает с порядковым номером. Количество нейтронов равно разности относительной атомной массы (выраженной целым числом) и порядкового номера.
 4.Закрепление знаний и умений.
а) Учащимся предлагается заполнить таблицу, используя таблицу Менделеева.(индивидуальные дифференцированные задания)
Пример:
Элемент Порядковый номер Относительная  атомная масса Число протонов Число электронов Число нейтронов
медь 29 63,546 29 29 64-29=35
 
Затем учащиеся озвучивают свои результаты работы с таблицей и объясняют электризацию тел.
Б) Решение задачи у доски на определение числа электронов.
5.Итог урока. Выставление оценок
Можно ли электрический заряд делить бесконечно? Имеет ли электрический заряд предел делимости?
Как назвали частицу с самым малым зарядом? Что вы знаете о заряде и массе электрона?
Какие частицы входят в состав ядра?
Как образуются положительные и отрицательные ионы?
Рассчитайте количество протонов, нейтронов и электронов в атоме натрия.
От атома гелия отделился один электрон. Как называется оставшаяся частица? Каков ее заряд?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.выуч.п.29,30,31,решить задачи №1,2 из комплексной тетради под редакцией Ф.Я.БожиноваУрок № 28/4 физика в 8 классе. Дата__14.12
Тема: «Закон сохранения электрического заряда»
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока: образовательные: сформировать знания о понятиях «электрическое поле», «элементарный заряд»,изучить закон сохранения электрического заряда и научиться его применять в решении задач
развивающие:  развитие различных видов компетентностей;
воспитательные: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала; развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивно-творческий.
Формы работы: эвристическая беседа, проблемные задания, работа по учебнику, самостоятельная работа с использованием комплексной тетради по проверке изученного.
Демонстрации: Делимость электрического заряда с помощью электроскопов».
Оборудование: Электроскопы, наэлектризованные полочки,
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у вас урок физики ,на котором мы изучим закон сохранения электрического заряда и проверим полученные знания по предыдущим темам.
2.Актуализация опорных знаний и умений.
Повторим  материал, изученный на предыдущем уроке. (Фронтальный опрос по основным заданным на дом понятиям)
3.Объяснение нового материала.
План изложения нового материала:
1.Демонстрация опыта по передаче заряда к незаряженному телу.
2.Ставим проблему :а как обстоит дело с суммой этих зарядов, изменяется ли она?
3.Подводим итог.
Учащиеся выдвигают гипотезы, решают проблему.
Учитель подводит итог.
Если заряд передать от заряженного тела к незаряженному телу такого же размера, то заряд разделится пополам между двумя этими телами. Но, если второе, незаряженное тело, будет больше, чем первое, то на второе перейдёт больше половины заряда. Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдёт.
Но общая сумма заряда при этом не изменится. Таким образом, можно утверждать, что заряд сохраняется. Т.е. выполняется закон сохранения электрического заряда.
В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остаётся неизменной:
q1+q2+q3+...+qn = constгде  q1, q2 и т.д. — заряды частиц.
Замкнутой считают систему, в которую не входят заряды извне, а также не выходят из неё наружу.
Экспериментально установлено, что при электризации тел тоже выполняется закон сохранения электрического заряда. Нам уже известно, что электризация — это процесс получения электрически заряженных тел из электро нейтральных. При этом заряжаются оба тела. Например, при натирании стеклянной палочки шёлковой тканью стекло приобретает положительный заряд, а шёлк становится отрицательно заряженным. В начале эксперимента ни одно из тел заряжено не было. В конце эксперимента оба тела заряжены. Экспериментально установлено, что эти заряды противоположны по знаку, но одинаковы по численному значению, т.е. их сумма равна нулю. Если тело заряжено отрицательно и при электризации оно ещё приобретает отрицательный заряд, то заряд тела возрастет. Но суммарный заряд этих двух тел не меняется.
4.Закрепление знаний и умений:
Решение заданий с разбором у доски а)изобразить положительный ион водорода,
Б)определить заряд ,имеющий 2000000000 электронов.
5.Проверка знаний и умений.
Самостоятельная работа №1 стр.5,6 вариант 1 и 2 из Комплексной тетради для контроля знаний под редакцией Ф.Я.Божинова,Е.А.Кирюхина(сдаются тетради на проверку)
6. Итог урока. Выставление оценок.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Выуч.п.32,33,ответить на вопр. После параграфа.
Урок № 29/5 физика в 8 классе. Дата__20.12
Тема: «Проводники, диэлектрики и полупроводники»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
образовательные: сформировать целостное представление о закономерностях поведения веществ в электростатическом поле. Исследовать и объяснить на основе электронной теории особенности проводников, диэлектриков, полупроводников. Подготовить учащихся к распознаванию проводников электричества, уметь применять знания в конкретных ситуациях
развивающие: формировать УУД: совершенствовать интеллектуальные способности, мыслительные и исследовательские умения учащихся при работе с различными источниками информации и практическими заданиями, коммуникативные свойства речи, развивать познавательное творчество, собственную оценочную позицию. Развивать умение наблюдать и анализировать явления, а также познавательный интерес при постановке учебной проблемы
воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение, способы безопасной жизнедеятельности. Соблюдать технику безопасности на рабочем месте (воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды). Содействовать профориентации учащихся – выбору будущей профессии. Укреплять сотрудничество и общение в малых группах, уважительное отношение к мнению оппонента.
Методы: Объяснительно-иллюстративный ,проблемный, репродуктивно-творческий.
Формы работы: фронтальные, групповые
Демонстрации: Проводимость электрического заряда с помощью электроскопов».
Оборудование: Электроскопы, металлическая палочка, деревянная палочка, песок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1) Приветствие, эпиграф к уроку:. Во всем мне хочется дойти до самой сути.  Б. Пастернак
2) Анализ проведенной на предыдущем уроке самостоятельной работы, объявление результатов.
2.Актуализация опорных знаний и умений.
1). Фронтальный опрос – объясни следующие понятия:
Электризация - это процесс сообщения заряда телу.
Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества и свойственный заряженным телам.
Электрическая сила – это сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд.
Электрон  – это частица атома, имеющая наименьший отрицательный заряд. Заряд электрона равен –1,6 · 10 -19 Кл.
Электрический заряд – это физическая величина, которая может иметь положительное или отрицательное значение q (Кл). Заряд без частицы не существует.
Электроскоп - это прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.Электрометр — это прибор, позволяющий измерить электрический заряд.
2).Закончи предложение:

3.Восприятие нового материала
А) Учитель называет тему и задачи урока.
б) демонстрация опыта с электроскопами, металлической и деревянной палочками,
в) учитель показывает презентацию с примерами использования проводников, диэлектриков и полупроводников в технике и быту.
Учитель: Опыт. 2 электрометра с шарами - по проволоке – передается заряд от одного к другому, а по деревянной линейке – нет. Почему?
Ученики: металл проводник, а дерево – непроводник электричества… Наверное, разный состав вещества.
Учитель: Это гипотеза или проблема? Проведите исследование на опытах и объясните, в чем дело. Гипотеза: «Если выяснить состав веществ, то будет понятна причина появления или отсутствия тока». ( Во всех узлах металлической кристаллической решетки расположены положительные ионы металла. Между ними беспорядочно движутся электроны, отщепившиеся от атомов при образовании ионов. Эти электроны играют роль цемента, удерживая вместе положительные ионы; в противном случае решетка распалась бы под действием сил отталкивания между ионами).4. Работа в группах. Изучение нового материала по 4 темам: «Проводники», «Диэлектрики», «Полупроводники», «Вред и польза статического электричества».
Учащиеся ,используют учебник, дополнительный раздаточный материал, интернет и готовят краткий отчет о проделанной работе.
5. Подведение итогов. Заслушиваем отчеты групп.
Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.
 Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять.
К полупроводникам относятся элементы IV группы периодической системы элементов Д. И. Менделеева, которые на внешней оболочке имеют четыре валентных электрона. Типичные полупроводники - германий Ge и кремний Si. Движение зарядов происходит при нагревании или освещении их поверхности.
Заземление – передача заряда земле. Соединение устройства с землей через проводник.
6. Рефлексия. - Оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: 1.Мне удалось … 2.Меня удивило … 3.Мне понравилось … 4.Я порадовался за … 5.Я могу похвалить себя за … 6.Мне было бы интересно ещё узнать…
7. Домашнее задание. Выуч п.34,подготовить рефераты или презентации на тему: Польза и вред электризации.
Задания и материалы для работы групп:
- Историческая справка:  (слайд 4). В 7-6 веке до н.э. древнегреческий ученый Фалес заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к себе различные тела. По- гречески  янтарь-«электрон», отсюда произошло «электричество». Врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт  в  1600 г издал первую работу об электричестве, в которой  показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества, и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду.В 1730 году французский исследователь Шарль Дюфе заметил, что в одних случаях наэлектризованные тела взаимно притягиваются, а в других — отталкиваются. Дюфе объяснил это тем, что существуют два рода электричества: «стеклянное» и «смоляное». Известный американский физик Бенджамин Франклин назвал «стеклянное» электричество положительным, а «смоляное» — отрицательным. В 1745 году академик Петербургской Академии наук Георг Рихман построил первый электроскоп — прибор для измерения электричества. В то время увлечение «электричеством от трения» было всеобщим. Проводились опыты по электризации людей, воспламенению спирта от искры и т. д. В 1852 году английский физик Майкл Фарадей создал учение об электрическом поле и объяснил, как происходит взаимодействие зарядов. 
Опасности в природеЭлектрические явления имеют большое значение для понимания окружающих явлений. Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрические явления. Они встречаются сплошь и рядом. С древности такое атмосферное явление как молния наводило на людей ужас, ей приписывалась божественная сила. Очень долгое время ученые не могли найти этому загадочному явлению объяснения. Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком (например, когда мы ходим, причесываемся). Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы иногда испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека. Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызывать пожары и взрывы, приводить к значительным убыткам, повреждениям и увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться.
Молния – электрический разряд между землей и облаком или между облаками. Тождественность молнии с искровым разрядом была доказана Бенжамином Франклином, в 18 веке. Это великий американский ученый, писатель, тонкий наблюдатель природы, преуспевающий делец, борец против тирании, выдающийся дипломат. О нем говорили: “Он отнял молнию у небес и меч у тиранов”. Им был сконструирован молниеотвод в 1750 году для предохранения зданий и кораблей от удара молнии.
Длина молнии может быть до 50 км и ток разряда 10-12 тыс. А напряжение - 150 млн. вольт. В лабораторных условиях создана молния длиной в 15 м при напряжении – 10 млн. вольт. Почему во время грозы нельзя прятаться под деревьями и прижиматься друг к другу?Этого нельзя делать, так как заряд накапливается на остриях, т.е. на верхушках деревьев. Деревья корнями проникают в глубокие водоносные слои почвы лучше “заземлены”. На верхушках и концах веток накапливаются значительные электрические заряды противоположные заряду, облаков. Например, чаще всего молнией поражаются дуб, так как у него корни глубоко уходят в почву. Он под действием молнии разрывается на мелкие щепки, так как электрический ток, протекающий по сердцевине дуба, вызывает закипание сока и дерево разрывается. У смолистых деревьев этого не происходит, т.к. их сердцевина имеет большое сопротивление.На одном из целлюлозно-бумажных комбинатов долгое время не могли установить причину частых обрывов быстро двигающейся бумажной ленты. Пригласили ученых. Они выяснили, что причина — электризация ленты при трении о валики. Такая электризация очень опасна. Она может вызвать пожар. В текстильной промышленности электризация волокон вызывает их взаимное отталкивание, что мешает работе ткацких станков. Заряженную ткань трудно кроить. Она сильно загрязняется пылью. Электризация мешает и при дроблении, измельчении, резке. На текстильных фабриках в отдельных тканях ворс подвергается стрижке, лезвия ножей работают с большой скоростью, и ткань, и ножи сильно электризуются. Существует опасность пожара. Но иногда электризация бывает даже полезна!
На заводе это делают так: движущиеся на конвейере детали, например, корпусы автомобиля, заряжают положительно, а частичкам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженному автомобилю. Слой краски получается тонкий, равномерный и плотный. Отрицательно заряженные частички краски отталкиваются друг от друга — отсюда равномерность окрашиваемого слоя. Расход краски снижается — ведь она оседает только на автомобиле. Такой метод окраски в электрическом поле широко применяется и дает большую экономию. Копчение — это пропитывание продукта древесным дымом. Частички дыма не только придают продуктам вкус, но и предохраняют их от порчи. Этот процесс происходит по аналогии с электроокраской, только здесь не краска, а заряженные положительные частички дыма оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы, мяса. Копчение занимает всего несколько минут. А ведь простое копчение длится долго. Таким же способом электризация помогает изготовлять искусственный мех, бархат, замшу, ковры, одеяла. Делается это так: материал, на котором надо получить ворс, намазывают слоем клея и помещают в электрическое поле, например между двумя заряженными пластинами. Затем через металлическую сетку, помещенную над тканью, пропускают ворс. В электрическом поле ворсинки движутся в определенном направлении и оседают на ткань плотным слоем строго перпендикулярно поверхности. Частички дыма в «трубе» приобретают заряд. Под действием электрического поля они движутся к стенкам «трубы» и оседают на них. Так работают дымо- и пылеуловители. Такие электрические фильтры на тепловых электростанциях улавливают 99% золы, содержащейся в выходных газах.Крупинки муки и капельки воды притягиваются друг к другу, образуя однородное тесто.В сельском хозяйстве электризация помогает очищать и сортировать зерно и семена. Можно привести много других примеров полезного, что делает электризация. А там, где электризация и приводит к пожарам, так это только потому, что люди не считаются с ней, не применяют правильно законы физики. 
А не вредит ли нам заряд, полученный при электризации?Влияние его на организм человека также изучается. В результате исследований было установлено, что разрядный ток силой до 20 мкА не вызывает заметных физиологических сдвигов в организме человека даже при длительном воздействии. Следовательно, разряды, возникающие в быту и при большинстве технологических процессов в результате соприкосновения наэлектризованного человеческого тела с заземленной поверхностью, не опасны для здоровья. Следует отметить, что электризация синтетического белья, возникающая во время носки, оказывается даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье помогает при лечении некоторых болезней. Отрицательные ионы воздуха благоприятно влияют на наш организм: они создают хорошее самочувствие и настроение и являются профилактикой простудных и сердечно сосудистых заболеваний. Воздух в горах, в сосновом лесу или у водопада насыщен отрицательными ионами. Ионизировать воздух можно и дома. Если человек устал или болен, на нем накапливается положительный заряд и вызывает плохое самочувствие. Коты и кошки помогают снять положительный заряд, т.к. их шерсть заряжена отрицательно.
Проведите свое расследование
Содержание презентации « Электризация» /вопросы для обсуждения/
Аэродром»: Самолеты заправляют топливом. В основу авиатоплива входит керосин, который является диэлектриком.
-Что может произойти с керосином из-за трения о шланг?
-Почему в керосин добавляют порошок хрома?
«Ткацкая фабрика»:
-Почему на фабрике поддерживают определенную влажность, а все оборудование заземляют?
Хлебозавод» :- Мука относится к горючим веществам. Находясь во взвешенном состоянии, она может воспламениться. Как с этим бороться?
- В бункере, где происходит смешивание муки и воды и замес теста, воду заряжают отрицательно. Как надо зарядить частички муки? Какую роль играет Электризация?
«Консервный завод»
-Здесь производят копченую рыбу. Зачем вообще коптят продукты?
На этом заводе используют электрокопчение.
-Как этот процесс по-вашему мнению происходит?
«Ковровая фабрика» Для изготовления ворсистых тканей и ковров основу ковра заряжают отрицательно и заземляют все оборудование. Ворс пропускают через положительно заряженную сетку и равномерно распределяют. Какую роль играет электризация в данном процессе?
положительно.- Как должны быть заряжены частицы краски? Почему окрашивание при этом равномерно и прочно? Какую роль играет в этом случае электризация?
Урок № 20/6 физика в 8 классе. Дата__21.12
Тема: «Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы»
Цели урока:
образовательные: Сформировать понятие «электрический ток». Выяснить условия существование электрического тока и назначение источника тока. Рассмотреть принципы действия источника тока. Ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся. Формировать умение самостоятельной исследовательской работы. Развивать умение анализировать учебный материал.
Воспитательные: Формировать материалистическое мировоззрение учащихся. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративный ,проблемный, репродуктивно-творческий.
Формы работы: фронтальные, групповые.
Оборудование: лампочка, металлические провода, ключ, батарейка, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:
информационная технология;
личностно – ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).
Ход урока:
I. Организационный этап. Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
      Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.
Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель сегодняшнего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка д/з.
Учащиеся сдают подготовленные рефераты, а отдельные ученики выступают с защитой презентаций на тему:»Польза и вред электризации» Фронтальный опрос.
Учитель: Но прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы. Что такое электризация тел?
Как можно наэлектризовать тело?
Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
Что такое проводники и непроводники электричества?
Какие металлы проводят электричество?
Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
Какие заряженные частицы вы знаете?
Что такое энергия?
Какие виды энергии вы знаете?
Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?
III. Восприятие нового материала.
1) Электрический ток. Демонстрирую опыт №1. Легкий шарик касается конца трубки из металлической фольги. Шарик и трубка подвешены на шелковых нитях. Если поднести к другому концу трубки заряженную эбонитовую палочку, то шарик оттолкнется от трубки. Предлагаю ученикам объяснить опыт. Что при этом происходит?
Ученики: Вокруг заряженной эбонитовой палочки существует электрическое поле. Под действием этого поля свободные электроны в металлической трубке перемещаются к противоположному концу трубки  и часть их переходит на шарик. Шарик заряжается отрицательно и отталкивается от трубки, так как одноименные заряды отталкиваются.
Учитель: В нашем опыте электроны в металлической трубке движутся в одном  направлении т.е. упорядоченно. В этом случае можно сказать, что по трубке протекает электрический ток.
2)Далее с помощью презентации показываю получение электрического тока в электрофорной машине, с помощью термоэлемента и с помощью фотоэлемента.
4. Первичное осмысление и закрепление нового материала.
Учащиеся разбиваются на3 группы и получают задания: Определить какая энергия электрофорной машины ,термоэлемента, фотоэлемента переходят в электрическую?
Ответить на следующие вопросы: 1. Что называется электрическим током?             (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных   частиц)
2.  Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться?                (Электрическое поле) 3.Как можно создать электрическое поле?(С помощью электризации).
 Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?(Да, так как имеет место кратковременное упорядоченное движение заряженных частиц)
5. Подведение итогов работы в группах. Вывод: Внутри гальванического элемента непрерывно идет химическая реакция, в результате которой происходит разделение зарядов. В результате один электрод становится  положительно заряженным, а другой отрицательно заряженным. Электроды находятся в электролите, с которым они взаимодействуют в ходе химической реакции. Сверху все это герметизируется.
Выделим основные части любого гальванического элемента:
Положительный электрод.
Отрицательный электрод.
Электролит.
Герметик.
В гальваническом элементе Вольта положительный электрод – медная пластина, отрицательный электрод – цинковая пластина, электролит – раствор серной кислоты, герметик – смола. В древней батарейке из Ирака положительный электрод – железный стержень, отрицательный электрод – медный цилиндр, электролит – уксус, герметик – смола. Как видим в обоих элементах электролит жидкий. Это очень неудобно: представьте себе, что мы в наручных часах или в мобильном телефоне носим банку с серной кислотой, которая при неудачном ударе может разбиться. Поэтому в современных элементах электролит не жидкий, а в виде пасты или густого клейстера. Такие батарейки называют сухими.
6.Работа с учебником.
Откройте учебники на с. 79. На рис 45 рассмотрите устройство сухого гальванического элемента и в тексте найдите ответы на вопросы. Вопросы :1.Что такое батарея гальванических элементов?(Несколько гальванических элементов, соединенных вместе, образуют батарею гальванических элементов).
Срок действия гальванических элементов?  (Все гальванические элементы и батареи гальванических элементов имеют определенный срок действия. После  этого мы их просто выбрасываем).Существуют ли химические источники тока многоразового действия? (Да. Это  аккумуляторы,  от латинского слова аккумуляторе - накоплять).Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты. Чтобы аккумулятор  был источником тока, надо зарядить от какого – то другого источника постоянного тока. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая  реакция.  При  этом один электрод становится положительно заряженным,  а второй - отрицательно заряженным). Какие виды аккумуляторов бывают? (Аккумуляторы  бывают двух видов:Кислотные (свинцовые) - свинцовая пластина в растворе серной кислоты:
Щелочные (железно - никелевые) – одна пластина из спрессованного железного порошка, вторая – из пероксида никеля. Помещены в раствор щелочи.)А с какими  источниками  тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни? Ученики: Аккумуляторы.
Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В.Чаще всего там используется литиево – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе
7. Итог урока. Подводя итог урока систематизируем полученные знания и заполним таблицу: Таблица 1
Виды источников Преобразование энергии Название источников тока
8.Рефлексия в форме неоконченных фраз и вопросов. Закончите предложения:Сегодня на уроке я научился …Сегодня мне было интересно …Мне не понравилось…9. Домашнее задание.
Параграф 35,36,37 Вопросы 1-8.
Домашний проект «Сделай батарейку»
Инструкция выдается отдельным ученикам.