Конспект урока экономики в форме деловой игры- тренинга в 11 классе по теме Функционирование банков

Методическая разработка урока экономики в 11 классе
«Функционирование банка»
(Базовый уровень)

Форма проведения: моделирующая деловая игра - тренинг
Цель урока:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся и их коррекция в процессе деловой игры, направленной на эффективное освоение теоретического материала по теме «Банковская система».
Задачи урока:
1. Закрепить усвоенные знания об основных функциях Центрального и коммерческих банков, и их роли в экономике;
2. Формировать практические навыки и умения при совершении банковских операций: оформление депозитов, взятие кредитов, заключению договоров и заполнению бланков клиентов банка;
3. Развивать коммуникационные навыки по компетентному и вежливому обслуживанию «сотрудниками банков» «клиентов»;
4.Способсвовать формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению; знакомство с профессией банковского служащего.

Данный урок относится к разделу программы «Банковская система» и рассчитан на учащихся уже имеющих представление о функциях, роли банков, а также умеющих вычислять банковский и ссудный процент, имеющих представление о денежной эмиссии, резервной ставке и ставке рефинансирования. Все эти знания и будут отрабатываться на практике.

Тип урока - урок рефлексии

Форма проведения урока - деловая игра (тренинг)

Метод обучения- практический с использованием педагогической технологии «Учебная фирма»
Оборудование урока:
Типовые бланки депозитных и кредитных договоров, «денежные купюры» разного номинала, таблички с названием банка, ФИО «сотрудников банков», журнал регистрации банковских операций, листы бумаги и ручки, электронная презентация о работе школьных учебных фирм.





Основные этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Показ нескольких слайдов презентации о работе учебных фирм (показ сопровождается комментариями о практическом значении работы с документами, особенно с банковскими) Получение типовых бланков
Занимают места согласно своим «ролям»

2.Актуализация знаний
Представляет слово директору школьной учебной фирмы Пущиной Ксении, которая кратко рассказывает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при получении субсидии банка Доверие» локальной сети школьных учебных фирм, о том, как важно получить первичные навыки при выполнении банковских операций уже в школе.
Сообщение темы урока и распределение ролей и регламента деловой игры.
Внимательно слушают директора школьной фирмы и задают вопросы

3.Изучение материала
А) инструктаж























Б) Деловая игра


В) Подведение итогов и отчет групп участников о результатах проделанной работы.
Учитель проводит общий инструктаж и ставит задачи всем участникам игры:
ЦБ - важнейшее звено банковской системы. (председатель, два менеджера для работы с двумя коммерческими банками.) совершает следующие операции:
1. осуществление денежной эмиссии, подведение баланса.
2. выдача кредитов коммерческим банкам №1 и №2
по ставке рефинансирования 10% сроком на год
3.контроль за работой коммерческих банков и взимание с них 20% средств в резервный фонд на случай их банкротства.
Коммерческие банки №1, №2
(1директор 2 менеджера) совершают операции:
1.привлечение денежных средств инвесторов (местных предприятий ОАО СНСЗ и УИФК под 10% годовых)
2.выдача безвозмездных субсидий в размере 300 000 руб. и выдача кредитов учебным фирмам под ссудный процент 15% годовых и возвращение заемных средств по окончании срока.
3.выплаты в резервный фонд ЦБ 20% от полученной прибыли коммерческого банка.
4.возврат заемных средств ЦБ по ставке рефинансирования 10%
Инвесторы – «2 главных бухгалтера» 2-х местных фирм)
1.осуществляют вклады на депозит на любой срок, капитализируют вклады, получая банковский процент в размере 10% от
· суммы и получают прибыль.
Предприниматели, нуждающиеся в заёмных средствах:
1.берут кредит, начинают свою коммерческую деятельность
2.получают безвозмездную субсидию от коммерческих банков в размере 300 000 рублей
3.возвращают кредит, выплачивая 15% ссудного капитала.
Наблюдение за коммуникационными умениями учащихся, консультирование, помощь, коррекция их действий.

Сегодня вы приобрели бесценный опыт по работе в банковской системе, учились совершать простейшие операции, работать с документами, познакомились с профессией банковского служащего. Умения работать с клиентами Вам пригодятся в жизни.

Слушают задание и задают вопросы учителю























Выполнение необходимых банковских операций участниками деловой игры в соответствии со своей ролью в свободном режиме.

Показ документации (бланков договоров, журнала регистрации операций) и финансовом состоянии фирм, инвесторов, коммерческих и ЦБ на конец игры.


4.Первичное закрепление знаний и умений.
Ребята, Вы успешно справились с задачей освоения профессии банковского служащего. Всем большое спасибо за игру, в ходе которой Вы закрепили знания о функциях банков, о чем говорят ваши отчеты. Но я, как старший ревизор, дома ещё раз их проверю и вынесу решение, кому снизить, а кому повысить ставку рефинансирования на следующий раз.


5.Рефлексия
Демонстрация фоторепортажа, проводившегося на уроке корреспондентом.
Ребята, какие полезные знания и навыки Вы получили в процессе игры? Что запомнится и пригодится в жизни? Надеюсь на то, что знания и навыки, получаемые в нестандартной форме, помогут Вам в жизненных ситуациях успешно решать настоящие задачи! Спасибо за умение четко выполнять свою работу, налаживать контакт в группе, вежливо и компетентно обслуживать клиентов!


6Домашнее задание
Задачи (см приложение 2.)


.ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Зачетный лист банковской операции участника
Ф И . класс
На начало игры____________________руб._
1____________________________________________
2_____________________________________________
3______________________________________________
4______________________________________________
5_______________________________________________
На конец игры______________________руб.
Доход-_____________________________руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задачи «Функционирование банка»
1. Как изменится покупательная способность денег, если цены возрастут на 15%?
2. Какую сумму надо вложить в банк на 180 дней под 40% годовых, чтобы получить 300 000 рублей?
3. Банк предлагает начисление 3% по вкладу ежемесячно по схеме сложного процента. На сколько % в год увеличится вложенная сумма денег?
4. Фактические резервы банка равны 30 млн. руб., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. руб., норма обязательных резервов – 10%. Рассчитайте величину избыточных резервов банка.
5. Если фактические резервы банка составляют 42 млн. руб., а избыточные равны 6% от депозитов. Норма обязательных резервов 20%. Чему равна величина обязательных резервов?
6. В банке Х открыт счет на 2500 долларов. Норма обязательных резервов установлена в 25%. На сколько долларов этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых этим банком ссуд?
7. Фактические резервы КБ составляют 500 млн. руб., а депозиты 1200 млн. руб. Норма обязательных резервов 20%. На сколько может увеличить предложение денег этот банк и вся банковская система, если кредитные возможности будут использованы полностью?
8. Произведен срочный вклад под 12% годовых на 3 месяца в сумме 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу простых процентов. Рассчитайте, сколько денег получит клиент на руки в конце срока?
















Заголовок 215