Урок русского языка в форме деловой игры Корректор (7 класс, тема Наречие как часть речи)


МБОУ «Федоровская ООШ»
Урок – практикум в форме деловой игры
«Корректор»
(русский язык 7 класс)
Учитель русского языка и литературы
Ломакина Н.С.

Тема: Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор».
Цель: воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости; совершенствование правописных навыков; формирование норм правильной речи; закрепление изученных орфограмм по теме «Наречие».
Ход урока.
I. Тема, цель.
II. Работа по теме урока.
вступительное слово учителя.
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступные другим людям, сохранить для будущих поколений.
И горько подумать, если одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка, могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле белые письмена или печатные знаки!
Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс, корректор по профессии.
определение по словарю значение слова «Корректор».
Так какими же качествами должен обладать корректор? (хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным и аккуратным).
Каждый из вас в течение урока будет выполнять обязанности корректора.
Задание:
1.Прослушайте стихотворение и подумайте, о словах какой части речи говорится в нём:
Есть у меня пятёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Когда, Зачем и Где.
Что вы знаете о наречии как части речи?
2. На доске – загадка. Прочитать, отгадать, найти наречия и определить смысловые группы.
Он (по) рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
Однажды в сад к вам прилетит
Малиновый берет и пёстрая спецовка.
Объяснить написание (по) рабочему.
Дополнительный вопрос – Какие наречия пишутся через дефис?
3. На доске текст:
Тихо (тихо) в лесу. Вот (не) слышно, (по) кошачьи, ступают (по) рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда (то) (с) прав(а,о) вместе с ветром доносит…ся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина…шь самые страшные сказки.
списать
объяснить орфограммы
Дополнительный вопрос – Не с наречиями на -о, -е.
4.Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
Предоставляю вам право выбора оружия.
Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Проведём орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с частичной проверкой.
Нелепо, невысоко, совсем не громко, нигде, несколько, интересно, взволнованно, волнующе, ещё, свежо, по-весеннему, кое-где, бок о бок, точь-в-точь, настежь, невдалеке, прочь, наотмашь.В этом словарном диктанте встретились другие орфограммы, связанные с написанием наречий? Какие?
найти, объяснить, рассказать орфограмму.
5. Шутка-минутка. (Инсценировка «Рецепт»).
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
-В каком классе ты учишься, молодой человек?
В 6 «Бы».
«Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.
Жутко дружно. Ужасно весело? А учитесь-то хорошо?
Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач тебе не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.
(Врач даёт рецепт – учебник грамматики русского языка).
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём здесь ошибки?
Не забывайте того, что наречия делают нашу речь точной и выразительной, служат для выражения состояния души человека.
6. «Составь слово».
(цветные карточки с частями слова)
красные из- -сух-
зелёные до- -чист- -о
синие с- -лев- -а
на- -давн-
за- -прав-
в- -долг-
Составить слова, записать, объяснить.
Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: (каждому на листочках).
(в)одиночку, (в)нутри, (не)нароком, (не) на шутку, (по)одиночке,(по)очереди, (по)пусту, (на)лету, (на)миг.
8. Отгадай кроссворд.
Замени фразеологизм наречием:
1.Кот наплакал. (Мало)
2. Спит как убитый. (Крепко)
3. Хоть глаз выколи. (Темно).
4. Кричать во всю Ивановскую. (Громко).
5. Бежать во весь дух. (Быстро).
6. Знать, как свои 5 пальцев. (Хорошо).
Подведение итогов урока.
Д/з: упр.272 + каждому разбор предложения (на карточке)