Урок по русскому языку Имя существительное (в форме деловой игры).

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Катав – Ивановска»
Катав – Ивановского муниципального района
Челябинской области






Методическая разработка учебного занятия
по русскому языку
2 класс



Тема: «Имя существительное»
Урок в форме деловой игры.
Технология: развивающее обучение.






Автор: Макарова Н.Б.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г. Катав – Ивановска

Цели: знакомство с именем существительным как частью речи;
развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости,
наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;
воспитание коллективизма.
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»
Ход урока
Организационный
момент.















Целеполагание.













Открытие нового знания.



1. Составление фоторобота.

















2.Физминутка.
Игра «Внимательный детектив».










3. Работа в группах по инструкции.





































Работа с учебником.


Развитие умений.



Рефлексия.




Самооценка.
Мишень настроения.
-Кто такой детектив?
-Какими качествами должен обладать хороший детектив?
По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

1.
Иметь зоркий глаз;

2.
Уметь слушать и слышать;

3.
Быть внимательным.


-Сегодня я предлагаю вам предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО
- Интересно кто станет лучшим сыщиком?
- Итак, в наше агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.
- Что будем делать? (Собирать информацию)
- Какие у вас возникли вопросы?

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?


Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
познакомимся с новой частью речи;
узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает ;
а также научимся распознавать её среди других слов.



На доске: ФОТОРОБОТ
Замени одним словом:
Движение воздуха - ..(ветер)
Буря на море - .(шторм)
Сильный ветер со снегом - (метель)
Порывистый ветер - (вихрь)
Ненастье с громом и молнией - (гроза)
Обозначьте и объясните орфограммы.
Найдите среди этих слов слово,
- в котором букв меньше, чем звуков;
- все согласные звуки являются мягкими;
- состоящее из одного слога;
- с безударной гласной в корне.
Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
(Отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают явления природы.)
На доске: ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Дети по команде учителя изображают животных:
- Зайчики? (Скачут)
- Раки (Отходят назад)
- Лошадки? (Топают ногами)
- Птицы (Машут руками)
- Цапли (Стоят на одной ноге)
- Человек (По этой команде дети садятся на месте)
- Как можно назвать слова этой группы?
- На какой вопрос они отвечают?
На доске: КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ
-Запиши слова по памяти. (Проверка с доски)


Прочитай слова на карточках.
Задайте вопрос кто? Или что?
Исключите лишнее.
Дайте названия группам слов:
1 2 3 4
Страх ножной доктор морковь
Радость ножницы лётчик земляника
Печаль грабли плотник дерево
Уныние кисть повар ромашка
Любовь пила космонавт лён
Отчёт групп: 1-а группа – «Чувства»
2-а группа – «Инструменты»
3 – я группа – «Профессии»
4 –я группа – «Растения»
- И всё вместе это ПРЕДМЕТЫ
Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по её фотороботу?
- Может быть кто-нибудь узнал эту часть речи и скажет нам её название?
(На доске к этому времени выстроилась схема)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО? КТО?
ЯВЛЕНИ ПРИРОДЫ,
ЧУВСТВА,
ЖИВОТНЫЕ,
ИНСТРУМЕНТЫ, ЛЮДИ,
ПРОФЕССИИ,
РАСТЕНИЯ,
ПРЕДМЕТЫ.
- Из данных слов выбери существительные, объясните:
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
- Можно из этих слов составить предложения?
- Запишите по одному предложению:
1-й ряд – о детях,
2–й ряд - о снежинках,
3-й ряд – об учительнице.
Получился текст. Докажите.

Подведём итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы.

С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали:
радостное настроение - оранжевый цвет в центре мишени;
спокойный – зелёный цвет;
печальное – синий цвет (внешний круг)
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)