Урок русского языка в форме деловой игры по теме Имя существительное


Урок русского языка в форме деловой игры. 2 класс. Учитель: Вахрушева Н.А. МКС(К)ОУ С(К) ОШ № 92 г. Ижевск 4 класс
Тема урока: Имя существительное.
Цель урока: первоначальное ознакомление с именем существительным как частью речи (значение, вопрос); определение существительного по значению и вопросам кто? что?;
Развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, умения работать в сотрудничестве с другими.
Воспитание коллективизма.
Планируемые результаты:
предметные: распознавание имён существительных, умение задавать вопросы кто? что?;
личностные: воспитание вежливого обращения в беседе с товарищами; воспитание смелости и честности;
системно-деятельностные: наблюдение над именами существительными, составление тематических групп существительных.
Тип урока – комбинированный
Вид урока: приобретение новых знаний
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство».
Оборудование урока: карточки для работы в группах; сигнальные карточки; демонстрационный материал; учебник для 2 класса «Русский язык, автор А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская.Ход урока.
I. Оргмомент.
Улыбнемся друг другу, скажем слова удачи на урок и начнем урок. Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко помассировать ушки от верхней точки до мочки 3 раза.
Разминка: - в алфавите 33 буквы? ( да)
- слово щука пишется с буквой ю? ( нет)
- в радуге 7 цветов? ( да)
- в слове конь 3 буквы? ( нет)
- Кто такой детектив?
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
По ходу ответов вывешиваются плакаты:
1) Иметь зоркий глаз.
2) Уметь слышать и слушать.
3) Быть внимательным.
– Сегодня я вам предлагаю превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться «Детективное агентство».
- Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
II. Целеполагание.
Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:
Потерялась часть речи.
Что будем делать? (искать, какая это часть речи; собирать информацию)
Какие у вас возникли вопросы? (какая же это часть речи?; на какие вопросы отвечает?; что обозначает?)
- Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
1) Познакомимся с новой частью речи.
2) Узнаем, на какие вопросы отвечает и что обозначает.
3) А также научимся распознавать ее среди других слов.
III. Словарная работа.
Волосы льняные,глазки голубые. На красавице – пальто. Догадались? Это кто? Де –воч - ка (Записать словарные слова, разделив на слоги)
Ученик, который следит за порядком в классе. Де-жур-ный
Стоит Алена- платок зелёный. Тонкий стан, белый сарафан. Бе –рё - за
Любопытный красный нос по макушку в землю врос, Лишь торчат на грядке Зеленые прядки. Мор - ковь.
IV. Открытие нового знания.
1. Составление фоторобота (работа в тетрадях). ( В центре доски вывешивается плакат: фоторобот).
Поставьте над словами ударение.
- Найдите среди этих слов слово:
- в котором букв больше, чем звуков (морковь)
- первые два слога являются мягкими (береза)
- состоит из двух слогов (морковь)
- найдите лишнее слово (дежурный)
Прочитайте еще раз слова, записанные в тетради. Что вы можете о них сказать: что обозначают, на какой вопрос отвечают? ( Появляются таблички: что? кто?) К какой части речи относятся эти слова? Сегодня на уроке русского языка будем говорить о словах, которые отвечают на вопросы кто? и что? И что эти слова обозначают предмет.
2. Физкультминутка.
Игра «Внимательный детектив».
По моей команде изображаете животных:
- зайчики (скачут);
- раки (отходят назад);
- лошадки (топают ногами);
- птицы (машут руками);
- цапли (стоят на одной ноге);
- человек (по этой команде садятся).
- Как мы можем назвать слова этой группы? (люди и животные)
- На какой вопрос отвечают? (кто?)
На доску вывешиваются таблички:
Кто? Животные и люди.
Запишите слова, называющие людей и животных по памяти. (Проверка)
3. Работа в группах по инструкции:
– прочитайте слова на карточках;
- задайте вопрос: кто? или что?
- исключите лишнее слово;
- дайте названия группам слов.
1 группа 2 группа 3 группа
Ножной Доктор Ореховый
ножницы летчик земляника
грабли повар ромашка
пила плотник лен
Все эти слова что обозначают? (Эти слова обозначают предметы)
Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?
- Может быть кто – то узнал эту часть речи и скажет нам ее название? (На доске вывешивается схема)
298704019558014439901955803672839195580Существительное
Кто? Что?
Часть речи
В течение урока какими вопросами пользовались?
(Что?- растения, овощи. Кто? – животные, люди).
4. Работа по учебнику. Прочитайте текст учебника: с. 3.
Для чего нам нужны эти знания? (Чтобы различать предмет, который отвечает на вопросы: кто? что? И чтобы распознавать среди других слов).
Работа по теме урока. Упражнение 2, с. 4.
Подобрать проверочное слово к словам:
Пчела – (пчелы); Собака , корова – словарные слова;
Заяц – (заячья, словарное слово)
Выписать слова, которые отвечают на вопрос кто? ( например – пчела)
Что называют записанные слова? (предметы)
Вывод: Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
В упражнении 5 найти слова, отвечающие на вопрос что? (Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух)
Записать в тетради.
Вывод: На какие вопросы отвечает часть речи имя существительное? Что обозначает?
5. Развитие умений.
Из данных слов найдите только имена существительные:
Бежит, заяц, хорошая, небо, плывёт, деревья, весёлое, снег, дети.
- Составьте с одним словом предложение.
- Записать по одному предложению.
5. Рефлексия:
- Подведем итог работы нашего детективного агентства. О какой группе слов мы сегодня говорили на уроке? (Об именах существительных) Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме. Что такое существительное? На какие вопросы отвечает?)
6. Самооценка.
- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите человечков на ту лесенку, которая вам ближе подходит.
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – сложно было понять; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – не все было понятно; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне было все понятно. Благодарю всех детективов за работу.