Семинар – практикум для родителей : «Семья – опора жизни ребёнка».

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»















Семинар – практикум для родителей

«Семья – опора жизни ребёнка».










Подготовила воспитатель:
Шнягина Т. Ю.







Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер



Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о семье. Я думаю, вы со мной согласитесь, что символом семьи являются наши дети. Я предлагаю вам поиграть в игру «Выбери дистанцию». На стуле сидит кукла, встаньте от неё на таком расстоянии, которое продемонстрирует вашу близость или отдалённость по отношению к теме нашей встречи. (Каждый из родителей одним предложением объясняет выбранное им расстояние).
Как выдумаете, что означает слово семья? (Высказывания родителей).
Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми. ( «Толковый словарь» В. И. Даль)
Каждая семья имеет свой дом. Понятие «дом» имеет для человека много смыслов. А для вас, что такое дом? (Высказывания родителей)
Дом – это не только местожительства, официальный адрес, где можно человека найти, куда можно написать письмо. Дом – это символ жизни семьи, тёплого домашнего очага. Грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждёт; тяжко быть бездомной сиротой.
Как вы думаете, чем для ребёнка является дом?
Дом для ребёнка – это символ семьи, в этом доме у ребёнка должно быть своё место, где он мог бы поиграть, пригласить к себе друзей. Важно, чтобы на это место в доме никто не претендовал.
Вся нравственная и хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьёй. В ней был смысл его существования. Семья являлась не только опорой государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье и усваивались человеком постепенно. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и нелепым.
С давних пор о доме, о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Русский народ высоко ценил семейные ценности. Это отражено в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках. Давайте вспомним известные русские народные сказки о семье и семейном быте. Игра «Кому игрушка попадёт, тот сказку назовёт». А сейчас я предлагаю вам собрать из слов пословицу о семье. Игра «Собери пословицу». (Родители зачитывают пословицы, которые у них получились)
Скажите, что даёт ребёнку семья? (Ответы родителей)
Семья даёт ребёнку то, что не может дать никакой другой социальный институт: близкую связь родственных отношений и единство с родными.
Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище для ребёнка. «Любить детей – это и курица умеет. А вот – воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» - так говорил известный писатель А. М. Горький.
Как вы думаете, кто является главным воспитателем для ребёнка? (Ответы родителей)
Мать и отец - главные воспитатели ребёнка. Их функция – научить ребёнка жить. Но делать это надо бережно, чтобы не травмировать ребёнка, сохранить его любовь и доверие к ним. Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его высокую самооценку и чувство самоценности. Как мы можем это сделать, вам подскажет памятка. (Родителям раздаются памятки)
Безусловно, принимать ребёнка таким, какой он есть.
Внимательно слушать его и переживать вместе с ним.
Чаще проводить время вместе с ребёнком.
Не вмешиваться в его занятия, если он может с ним справиться самостоятельно.
Помогать ребёнку, когда он просит.
Поддерживать его успехи.
Делиться с ребёнком своими чувствами (то есть доверять ему).
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в общении с ребёнком фразы: « Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Я по тебе соскучилась», « Ты мой хороший», «Давай посидим вместе».
Обнимать ребёнка не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

Вершиной достижения родителей является благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребёнок. И как сказал А. С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми».
Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка семье или детскому саду? ((Ответы родителей)
Приоритет в воспитании ребёнка всегда должен принадлежать семье, а детский сад является помощником семьи.
Для обеспечения правовой защиты ребёнка были приняты законодательные акты – «Закон об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс РФ». В «Семейном кодексе» есть статьи регулирующие права детей и родителей. Предлагаю вам определить, какие права кому принадлежат. (Родители зачитывают права и определяют чьи они)
Права ребёнка:
Право жить и воспитываться в семье.
Право на общение с родителями и другими родственниками.
Право на защиту.
Право выражать своё мнение.
Право на имя, отчество и фамилию.
Имущественные права.
Права родителей:
Равенство прав и обязанностей.
Права и обязанности по воспитанию и образованию детей.
Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка.
Защита родительских прав.
Порядок лишения родительских прав.
Восстановление в родительских правах.
Контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом.
Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровья.
Мы, взрослые, должны знать, что и у ребёнка - дошкольника есть свои определённые права, которые мы должны знать и соблюдать. Эти права должны знать и наши дети.
Давайте обсудим следующие ситуации.
Бабушка целый день занималась домашними делами, устала и решила немножко полежать. Только прилегла. Слышит, внучка с прогулки пришла и просит почитать ей сказку. Бабушка поднялась с кровати и стала читать книжку.
Кто и чьи права нарушил?
Дети играли на участке, бегали, резвились. Наташа отошла в сторону и присела. Мама ей сказала: «Иди к детям, смотри, как они весело играют». Наташе не хотелось вставать, но она не могла ослушаться, встала и пошла к детям.
Какое и чьё право нарушено?
Вам, уважаемые родители, следует помнить, что семейные узы не рождаются в родильной палате, тем более не становятся сразу сильными и крепкими. Их постоянно надо укреплять. Скука и равнодушие способны
расстроить даже самое идеальное семейное благополучие. Нельзя жить на свете ничем не интересуясь, нельзя проводить все вечера за телевизором, споря и ругаясь из – за каналов. Мы рождены на свет, чтобы наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Приглядитесь друг к другу, попробуйте понять своего близкого и родного человека. И помните: чтобы не произошло с вами за день, придя домой, оставьте все невзгоды и печали за порогом.
В конце нашей встречи я предлагаю вам поразмышлять о себе и своём ребёнке. Продолжите две фразы:
Я хороший родитель, потому что
Мой ребёнок хороший, потому что
Высказывания родителей прикрепляются на лист бумаги, в колонки
Родитель Ребёнок

15