Внеклассное мероприятие Мой дом — моя крепость


Как плохо жить, как больно жить на свете
Без стебелька, без листьев, без корней.
(Марина Симонова)

План-конспект классного часа на тему
«Мой дом – моя крепость»
Цель: осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
раскрытие сущности понятия «дом», «семья»;
формирование способности быть хорошим семьянином; понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним
формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.
Оборудование: фотоколлаж из семейных фотографий, принесённых учащимися; эмблема семьи, созданная группой ребят; ребус «Семья»
Ход занятия
1. Оргмомент
Звучит музыка «Родительский дом»
2. Вступительное слово
Дорогие мои, ребята! Сегодня мы проводим тематический классный час. Вот и стали вы настоящими учениками, и настала пора поговорить с вами о серьезной проблеме, которая заключена в небольшом, но очень ёмком и значимом для каждого слове. В нем есть все: и корни, и листья, и стебельки (см. эпиграф), и солнце, и тепло, и ласка, и строгость, и забота, и любовь. Надеюсь, что вы без труда назовете это слово после того, как я расскажу вам одну древнюю притчу (притча – рассказ с поучительным смыслом; этот рассказ – аллегория, иносказание).
Притча. Однажды молодые рыбёшки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: «Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из неё, мы поймём истину (правду)».
3. Беседа
1) Чем была вода для её обитателей? (домом)
2) Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)
3) Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей?
На этот вопрос нам поможет ответить этот небольшой рисунок-ребус.
  
Правильно, это семья – слово, знакомое каждому из нас. Слово одно, а
семьи такие разные.
4) А как вы можете объяснить наличие числа «7» и «я» в слове?
(7 – счастливое число, в сказках - магическое, «за семью печатями»находится тайна; я – это ребёнок или каждый член семьи)
А ещё это слово очень похоже на слово «семя» - семена – это дети, семена
дают ростки, из них вырастают различные культуры.
5) Часто ли мы размышляем о своей семье?
Давайте сделаем это вместе.
- Семья - это маленькая ячейка общества, которая состоит из папы, мамы и детей.
Этимология (происхождение) слова «семья»: Слово «семья» исконно русское. Образовалось от числительного «семь», что означало «домочадец». Такой же корень имеет литовское seima – «семья, челядь», готское haims – «селение», греческое home. Первоначально семья означало «живущие в одном селении», затем – «домочадцы».
6) Итак, что такое семья?
Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка,
брат и сестра. Это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали,
привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду.
“В давние времена жила одна семья и в ней царили мир, любовь и согласие.
Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:
- Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга.
Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и
удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово «понимание».
- Согласны ли вы с мудрецом? Почему? Важно ли для вас понимание в
семье?
- Понимание — это узел, который связывает воедино познание и общение.
Понимание начинается с взаимного понимания между людьми. Чтобы понять
кого-то, нужно как следует узнать его.
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
4. Пословицы и поговорки о семье.
Родина берёт начало с отчего дома. Отчий значит "Отцовский" это слово того же корня, что и отечество - земля наших отцов. Осознание нашими далекими предками неразрывной связи каждого человека с его родной, отчизной. Говорят, что раньше о доме и о семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Вспомним народные сказки, пословицы, поговорки о доме, семье.
“Дом без хозяйки сиротка”.
“Кто детям потакает – тот потом слезу проливает”.
“Семья сильна – когда над ней крыша одна”.
“Семья в куче – не страшна и туча”.
“В хорошей семье – хорошие дети растут”.
“Вся семья вместе, так и душа на месте”.
“Не красна изба углами, а красна пирогами”.
5. Создание эмблемы семьи.
Вывешивается плакат с изображением дерева.

- Может ли это изображение стать эмблемой семьи? (Да, может)
- Почему? Что символизируют корни? (Это наши предки, дедушки, бабушки каждого рода)
- А ствол? (Это папа, который в доме хозяин)
- Крона? (Это мама, которая заботится обо всех)
- Плоды? (Это дети, которых она оберегает)
- Все вместе? (Это дружная семья)
Высказывание Д. С. Лихачева:
«Если вы любите свою семью, если ваша семья дружная, то у неё, несомненно, есть много дружественных семей, которые любят посещать вашу семью, приглашать её к себе. Дружная семья непременно излучает атмосферу дружелюбия и вовне. Если вы любите свою мать, вы не можете не понять других, любящих своих родителей.
Если вы любите своих родителей, то вы любите их «во всех измерениях»: вы любите смотреть старые альбомы с их фотографиями – какими они были в детстве, до свадьбы, молодыми и постаревшими».
Так писал Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном».
6. Просмотр фотоколлажа.
- Давайте же вместе с вами перелистаем страницы ваших семейных альбомов. В каждом доме есть семейная ценность – фотоальбом. В нём на протяжении многих лет бережно собираются и хранятся фотографии родных, друзей, животных и, конечно же, семьи.
Семейные фотографии – память о прошлом семьи и о моем прошлом.
Так пусть их будет больше!
7. Интеллектуальная разминка.
1) А теперь загадка про одну семью. Посчитайте, сколько в ней народу.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
2) Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…
В гостях хорошо… а дома лучше.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
Каково на дому… таково и самому.
Дом вести… не бородой трясти.
Не нужен клад… когда в семье лад.
8. Составление «Рецепта семейного счастья».
- Как вы думаете, сможем ли мы составить рецепт семейного счастья?
Давайте попробуем:
«Возьмите чашу ---------, влейте в неё ---------, добавьте две горсти ------------, посыпьте -----------, плесните немного ------------- и добавьте как можно больше --------------.
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры».
Всё очень хорошенько перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
9. Заключительное слово классного руководителя.
- Сегодня мы много нового и полезного узнали о ваших семьях. Узнали о лучших качествах, занятиях, традициях, особенностях. Берегите это богатство, потому что
«Как плохо жить, как больно жить
Без стебелька, без листьев, без корней».
Ведь даже рыба понимает, что ей без воды жить невозможно.
Семья – это чудесное место для жизни.
Семья – это крепость, защищающая от невзгод.
Берегите эту крепость и ее обитателей.
Это – святое.