Классный час о казачествеМой дом-моя крепость


Классный час « Мой дом – моя крепость!»
Цели :• воспитание уважения к культуре и истории края; • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
Задачи:
Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа,
Приблизить историю своего народа к сердцу учеников,
Формирование системы знаний о быте и культуре казачества.
Форма проведения: беседа
Оборудование: • предметы быта • традиционная одежда казаков • музыкальные записи казачьих песен
Ход классного часа:
1 Ученик : Земля отцов - твоя земля!
Студёный ключ играет по оврагу
И , погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
2 Ученик: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции. Обряды и традиции казачества. Мы начинаем большое путешествие по истории донского казачества.
Кл. руководитель: Сегодня наше первое занятие. На этом внеклассном мероприятии мы совершим путешествие во времени в казачью станицу и познакомимся с жилищем казаков."Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение .А называлось оно курень.Название "курень" – монгольское. Слово "курень" означает "круглый". Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Современный курень - двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж —- кирпичный (прежде — саманный, из кирпича сырца), второй —- деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".
В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул прохладный легкий сквознячок. Здесь семья отдыхала в жаркий летний полдень.
Каморы узким коридором окаймляют холодную по периметру. Когда - то здесь хранили оружие узкая единственная дверь, обязательно открывающаяся вовнутрь (чтобы легко было подпереть бревном или камнем), вела на первый заглубленный этаж. Войти туда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз - мой дом - моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" - яму с колом посередине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшись в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили.
 Как юрта у кочевников, так и курень четко делился на левую, женскую, и правую, мужскую, половины. Прямо за сенцами — самая большая комната, зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь — грубка. От нее направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина — главы семьи. Налево — девичья, детская и стряпка. Левая сторона — по теплее В большом курене богатого казака все комнаты были строго разделены. Женщины и маленькие дети никогда не заходили в кунацкую: там было оружие — могли покалечиться. дети без разрешения не входили в комнату родителей. Крыты курени бывали камышом или соломой. Такая крыша без ремонта стоит сорок лет. Одна беда —- горит как порох. И это заставляло казаков тратиться на железо. Раскаленную железную крышу  использовали для сушки фруктов.. Все мы побывали в музее нашей школы «Донская горница», где его заведующая Гладких М.Г. рассказывала о традиционном убранстве казачьей хаты . Мы повторим этот рассказ.
Ученик: Если станет плохо мне –В милый край вернусьИ родному ДонуНизко поклонюсь.Будто исповедуюсьОт мирских сует,Сохраняя преданность,Краю с юных лет.Речки тихой заводямСердцем улыбнусьИ водички загодяТам живой напьюсь… Кл. руководитель: Внутреннее убранство казачьей хатыПоскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином (сырно). За столом рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, мы попадаем в главную комнату (зала), которая всегда была готова к приему гостей.
В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей).
Вдоль стен располагались лавки. В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев.Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески.
. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.В правом углу спальни должен стоять сундук, который, как и сундук-скрытня покрыт лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов.
Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья.Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.
(физминутка. Звучит задорная казачья песня. Дети танцуют) Кл. руководитель: ДВОР КАЗАКАУсадьбы казаков - дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке. . Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника."Каждый казак – государь с своем дворе" – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми "гражданами станичного государства" выполнялись неукоснительно.Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары.Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра - лицом в сторону врага. На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля - рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.
Ученик:На плетнях развешана посуда: Банки, склянки, толстые горшки. Прибрано гумно, порядок всюду: Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки, Крыши, чаканом* покрытые, стоят. Звяканье удил в порывах ветра, Кони в холодке овёс едят.
Пахнет обмолоченной соломой, Выбитый катками, дремлет ток. Под навесом из доски дубовой Бочка, в ней терновый бродит сок.
Спит станица в полудённом зное, Величаво воды несёт Дон. Неустанно трудятся лишь пчёлы: Им неведом летом дневной сон.
Кл. руководитель: Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.
Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" - название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь. О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.Колодцы увенчивали надписи: "Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя", "Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне".Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.
Вот так жили наши деды и прадеды -донские казаки!
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Край Донской сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Как прекрасно выйти утром в поле,
Встретить солнце с запахом травы,
Пробежаться с радостью на воле,
Повалиться в капельки росы.
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
 Каждый житель бы гордиться мог!
На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.