Конспект урока по истории на тему Завоевания Александра Македонского(5класс)



План-конспект урока по истории в 5 классе.
Тема: Завоевания Александра Македонского.
Цели урока:
Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.
Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с
вами посмотрим на карту, с. 194.
– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?
– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1
Фиксирует на доске:
1-й факт:
Армия македонцев малочисленная.

– Что на карте обозначено красными
стрелками?
– Что можете сказать о результатах этих походов?
Фиксирует на доске:
2-й факт:
Александр Македонский завоевал
полмира!
– Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.
– В чём противоречие?
– Какой возникает вопрос? 1
Фиксирует главный вопрос урока на доске:
Почему Александр Македонский завоевал полмира?

II. Актуализация знаний. – Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?
– Почему греки победили персов в V веке, и что позволило македонянам одолеть греков в IV веке?
3.объяснение темы.

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.
.– Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191), выполните задание № 3 в Рабочей тетради на с. 44.
– Как вы думаете, какие личные качества, и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?

– Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?
2. Причины побед Александра Македонского.
– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.
– Используя пункт 2,
с. 191–195, выполните задание:
«В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».
Фронтальный диалог на понимание прочитанного.
– Почему греческие безземельные
ополченцы будут поддерживать
Александра Македонского?
– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Гранки?



– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?
– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?
– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил
свои завоевательные походы?
– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?
– Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните.
– Выполните задание № 6 по контурной карте-схеме в Рабочей тетради на с. 45.
– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, попытайтесь выполнить проект с использованием информационных технологий: сделать анимированную карту «Завоевания Александра Македонского» (по желанию).
– Прочитайте название следующего параграфа.
– Как вы думаете, что оно обозначает?

4.Итог урока.
5. Домашнее задание. Прочитать параграф и готовиться к пересказу.