Урок по ИКРК 7 класс Основной закон РК — Степное Уложение

МБОУ «СОШ №10 им.В.А. Бембетова»



Урок на тему:










Автор: Бембеева Юлия Александровна,
учитель ИКРК


г.Элиста, 2016 г.

Тема: «Основной закон Республики Калмыкия – Степное Уложение»
Класс: 5
Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, авторская презентация;
Тексты Конституции РФ, Степного Уложения;
Песня А.Манджиева «Мини kазр»

Технологическая карта изучения темы
Тема:
«Основной закон Республики Калмыкия – Степное Уложение»


Тип занятия:
Урок изучения новых знаний

Цель:
- формировать представление учащихся о Степном Уложении (Конституции) РК

Задачи:
1)Образовательные:
- дать детям сведения об основном законе РК, представления об основах конституционализма;
2) Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучаемой теме, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
- развивать речь, мышление, память, воображение;
- развивать умение работать с текстом, анализировать материал;
-содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки;
- способствовать расширению кругозора.

3) Воспитательные:
- воспитывать достойных граждан РФ, РК, умеющих вести себя в обществе;
воспитывать у детей чувство гражданственности;
- повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности;
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения;
- учить работать в группе, уважать мнение товарищей, формировать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах;

Основные термины и понятия:
Гражданин, право, обязанность, Конституция, референдум, структура Конституции, преамбула, кодифицированная, писанная.


Личностные универсальные учебные действия:
- овладение навыками адаптации в окружающем мире;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
- умение выражать своё отношение к увиденному (формирование эмоционального интеллекта).
- умение сопереживать и приходить на выручку.


Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- определение и формулировка темы, цели
- понимание учебной задачи стремление её выполнить;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде;
- умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.













Ход урока
Этапы урока
деятельность учителя
деятельность ученика
ожидаемый результат

1. Оргмомент















2. Изучение нового материала

Стадия вызова








Стадия осмысления


































Работа с документом.


























































Подведение итогов занятия









Закрепление






































Рефлексия




Информация о дом.задании





Рассказывает притчу: Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплотой и не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга и с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться находить ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.
- В чем смысл притчи?
Слайд 1.Тема урока: «Основной закон Республики Калмыкия – Степное Уложение»
Задание: используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Конституция»

Слайд 3
- Для нашего государства нормативно правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Она представляет основы, фундамент для других отраслей. Конституция РФ признала, что за субъектами РФ сохраняется вся полнота государственной власти в пределах ее компетенции.
- Как принято называть Конституцию? Что это значит?
Слайд 4.
- В 1994 г. было принято «Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия», названное так в память «конституции» Джунгарского ханства, которое подтвердило статус республики как субъекта и неотъемлемой части РФ, одновременно декларируя преемственность. Что вы знаете об этом акте?
- Наше Степное Уложение принималось в условиях кризиса власти, усиления противоборства группировок в Верховном Совете. В этой сложной ситуации после принятия Конституции РФ 12 декабря Конституция Калмыкии 1978г. не отражала реалии, сложившиеся после установления в республике президентской формы правления, стала противоречить новой Конституции. Возникла необходимость осмыслить положение и место национальной республики в госуд. устройстве РФ.
Слайд 6. Особенности принятия Конституции и Степного Уложения.
-Конституция РФ была принята по итогам всенародного голосования на референдуме.
- Специальным постановлением Парламента Калмыкии рассмотрение проекта Степного Уложения было передано Конституционному собранию, члены которого делегировались общественными объедине-ниями, органами самоуправления.
Слайд 7. Постановление Конституционного Собрания РК – ХТ
-Много дискуссий при обсуждении проекта вызвало его наименование. Почему?
Вывод: не во всех странах Основной Закон называется Конституцией, но от этого не меняется его суть – быть Основным законом. Именно суть, содержание должны обеспечивать правовой статус республики, развитие и защиту национальной самобытности калмыцкого народа.
- Следующий этап нашей работы – путешествие по статьям документов.
Задание: проведите сравнительный анализ текстов основных законов РФ и РК.
Слайд 8. Структура Конституции РФ и Степного Уложения
- Основной Закон РК написан как единый текст с выделением статей. В нем отсутствуют разделы, главы. Оно состоит из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений. Степное Уложение состоит из 48 статей, оно самое маленькое по объему. Для сравнения – Конституция Республики Алтай состоит из 151 статьи, 18 глав и 7 разделов.
Слайд 9. Административное устройство республики
Задание: назовите районы и райцентры
Слайд 10. Государственные символы РФ и РК.
Задание: Что выражают наши государственные символы?
Слайд 11. Значение принятия Степного Уложения
- Принятие Степного Уложения явилось важным этапом в развитии законодательства РК, правовой базы нормотворческой работы во всех сферах жизни общества. Опираясь на основные принципы Конституции РФ, оно определяет правовой статус РК, вписывается в единое конституционное законодательство РФ.
Слайд 12. Сегодня мы учились быть достойными гражданами своей страны.
Законов очень много, но самый главный закон у нас внутри – это нравственный закон. Если мы будем соблюдать законы страны, жизни, будем достойными гражданами России, Калмыкии, то наше государство станет крепче.
Слайд 13. Продолжите предложения, допишите:
Гражданин не может быть безразличным к _______(судьбе Родины).
Он радуется её _____(успехам), переживает за её _____(беды).
Он делает, всё, что в его силах, для _____ (благополучия своей Отчизны). Но для этого надо каждому гражданину начинать с _______(себя).
- Таким образом, мы ответили на вопрос, как гражданин должен относиться к своему Отечеству. Учитесь строго выполнять правила жизни в обществе, которые установлены законами. Используйте любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих вас людей, для страны. И у вас все будет хорошо.
Слайд 14. Понравился ли вам урок? Какой вид работы вам больше всего понравился? Хотели бы вы продолжить знакомство со Степным Уложением? Чем бы вы дополнили его? Я прошу вас написать пожелание на тюльпане.
Дом.задание: 1.составить синквейн о Степном Уложении. Напоминаю правила: Слайд 15.
2. написать мини-эссе по высказыванию Джона Локка: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».







Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит государство и самоорганизуется в гражданское общество.


записывают в тетрадь тему
Слайд 2.
оформляют в виде кластера: основной закон, права человека, статья, отношения гражданина и государства, власть, демократия, суверенитет, порядок.



- Основным законом. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию.


Слайд 5.
-В 1640г. в урочище Улан-Бура у Тарбагатайских гор состоялся всемонгольский съезд, на котором был принят важнейший правовой документ «Ик цааз»(Ики-цаажин бичиг) – Монголо-ойратское уложение 1640года.


Записывают в тетрадь предпосылки принятия Степного Уложения






Знакомятся со слайдами, сравнивают, анализируют, озвучивают особенности.


записывают в тетради







- Это дань уважения национальным традициям государственности, права, законов.





Сопоставляют тексты законов, анализируют


Находят общее и различия, анализируют, озвучивают.



Смотрят на слайд,
обдумывают информацию



работа со слайдом





дают характеристику символов: герб-сюлдэ яв-ся графической эмблемой РК, флаг


Воспроизводят в устной
форме известные сведения.


























Два ученика работают на доске, остальные на местах

































Делают выводы













записывают в дневник дом.задание






















создается положительная мотивация на получение новых знаний

























Создание ассоциативного ряда (фронтальная работа).











Определение задач, стоящих перед Конституциями.














































































































































Используемые ЭОР (электронные образовательные ресурсы):
Презентация
Условия использования: компьютер – проектор – интерактивная доска.
Как повышается эффективность образовательного процесса от использования ЭОР:
Наглядность изучаемого материала;
Проработка понятий;
Возможность проверить уровень усвоения материла как учителем, так и самими учащимися; дифференцированная работа;
Знакомство с новой информацией
Быстрый переход от одного этапа урока к другому
Музыкальное оформление
Повышается эмоциональный настрой учащихся.









«Основной закон Республики

Калмыкия - Степное Уложение» Заголовок 1 Заголовок 215