Статья Через православие к духовно-нравственному становлению личности.


«Через православие – к духовно-нравственному становлению личности».
Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного и православного воспитания.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека, учения о человеке, цели его жизни.
В данной работе я хотела бы остановиться на проблемах нравственного воспитания учащихся нашего лицея на примере 9 б класса .Становится традицией в нашем лицее проводить Рождественские чтения. В эти дни проводятся классные часы, беседы по вопросам православия, поднимаются проблемы нравственного воспитания; происходят встречи со священнослужителями.
Естественно, что учитель постоянно занимается вопросами нравственного воспитания, но в эти дни гармонично переплетаются нравственное и православное воспитание.
В 2011-12 учебном году для учащихся этого класса (7 класс) был подготовлен классный час «Рождественское чудо» (как открытое мероприятие для учителей г.о. Химки). На внеклассном мероприятии, после вводной беседы и просмотра мультфильма, они выяснили, что между праздниками Новый год и Рождество есть сходство и различие. Оба праздника связаны с новогодней елкой и подарками. Но Новый год- это семейный праздник, во время которого каждый мечтает получить подарок (кто-то от Деда Мороза, а кто-то от родных и близких).На Рождество, по старым традициям, люди дарят подарки другим, посещая больных, старых и немощных; идут в больницы, приюты и церкви, чтобы оказать посильную помощь нуждающимся.
В ходе дальнейшей беседы ребята попытались выяснить актуальность милосердия и сострадания в наши дни; часто ли мы занимаемся благотворительностью и хотим ли мы этого. В заключение классного часа ребятам была доведена до сведения информация об акции «Добро» (перечисление денежных средств в фонд тяжело больных детей). В конце классного часа все учащиеся перечислили с мобильных телефонов денежные средства на указанный спецсчет (предварительно была проведена разъяснительная работа с родителями и получено их согласие на участие детей в данной акции).Дети ушли с классного часа окрыленными, просветленными. Данное мероприятие получило хорошие отзывы от присутствующих коллег. (со сценарием классного часа, отзывами коллег можно ознакомиться на сайте лицея licev-15@narod.ru
В декабре 2012 года прошел классный час «Рождественский пост». Ребята активно готовились к нему: изучили историю возникновения Рождественского поста, подготовили презентацию, разработали постное меню и приготовили интересные и вкусные блюда. Но по ходу классного часа мы выяснили, что у поста две составляющие: телесная и духовная. Что такое духовный пост? Зачем он? В чем проявляется? После того как были получены ответы на интересующие вопросы, беседа плавно перешла к теме милосердия и сострадания.

Итогом классного часа стало активное участие детей в акции «Рождественский ангел» по сбору подарков для детей Химкинского социального приюта и семей, попавших в трудные ситуации. Учащиеся класса принесли школьно-письменные товары, книги, развивающие игры, мягкие игрушки.

14 февраля отмечается день святого Валентина. Праздник становится с каждым годом все популярней. Дети знают о нем уже в первом классе. Но очень немногие знают, что в нашей стране существует аналог- праздник святых Петра и Февронии. 15 февраля 2013 года в классе был проведен классный час «Праздники любви», где сначала ребятам напомнили о происхождении праздника Святого Валентина, а затем познакомили с православными Святыми Петром и Февронией. Учащиеся познакомились с историей жизни святых, поговорили о любви и семейном благополучии; узнали об утверждении нового семейного праздника «День семьи».
35210753034030-60198039624018-19 мая 2013 года 15 учащихся класса приняли участие в 15 Московском городском биолого-краеведческом турслете, организатором которого являются Департамент образования города Москвы, Государственное бюджетное образовательное учреждение Московский детский эколого-биологический центр, Русская Православная Церковь Московского Патриархата, Гимназия «Лампада» при Храме «Знамение Божией Матери в Ховрино». Ребята открыли для себя много интересного. В ходе проведения турслета ребята должны были пройти различные этапы (тропы), которые включали в себя знания по зоологии, биологии, физике на природе, ориентированию. Не менее интересными стали рыцарский турнир (сражение на мечах),прохождение минного поля (с настоящим миноискателем), конкурс снайперов (стрельба из пневматического оружия), переправа через ров и т.д. Учащиеся класса очень старались и по итогам двух дней соревнований стали победителями. Такие соревнования и игры очень нужны детям. Через спорт, знания проложена еще одна ниточка к духовно-нравственному воспитанию (взаимопомощь в команде, сопереживание, прикосновение к истории Руси (битва на мечах), к воинской славе (изучение оружия)).
В заключении хотелось бы сказать, что вопросы православного воспитания тесно связаны с проблемами нравственного воспитания учащихся. И если мы смогли достучаться до их сердец, привлечь их внимание к чужому горю, проявить сострадание, милосердие, значит, наша работа прошла не зря.
У нас многонациональная страна (да и класс мой тоже), но мы живем на территории православной России, а значит, должны знать ее историю и традиции.
Список Литературы:
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989; Есин А.Б. "Введение в культурологию": Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М., 1999 2. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" 3. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
4.В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" 5. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М., 2001
Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2000", 2002