Программа научно-исследовательского эксперимента по теме «Школа успешности – центр формирования личности, уверенной в себе и устойчивой в окружающем мире»


Программа Научно-исследовательского эксперимента
по теме
« Школа успешности – центр формирования личности, уверенной в себе и устойчивой в окружающем мире»
цель:
Создание необходимых социальных, психологических и педагогических условий для воспитания личности устойчивой в окружающем мире и развитие ассертивности при формировании жизненной позиции.
задачи:
Осуществить системный подход в создании программ развития школы, инновационных технологий в обучении и воспитании.
Создать мониторинговую, диагностическую, коррекционную систему в учебно-воспитательной деятельности и находить пути их реализации.
Совершенствовать формы и методы учебно-воспитательного процесса при воспитании личности устойчивой в окружающем мире.
Создать оптимальные условия для развития ассертивности при формировании жизненной позиции подростков.
Продолжить работу по формированию воспитательной системы на принципах личностной педагогики с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Создать научно-исследовательские лаборатории: экспериментальной коммуникабельности творческих групп педагогов и одаренных учащихся; ассертивных проявлений и деятельности педагогов и учащихся; психолого-педагогического сопровождения ассертивности в учебно-воспитательного процесса; информационно-коммуникативных технологий образовательной среды сельской школы; мониторинга устойчивости и ассертивности. Актуальность проблемы:
Опыт и успех наиболее развитых стран мира в сфере науки, производства, развития новых технологий, свидетельствуют о необходимости изменения принципов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, перестройки системы знаний в направлении создания условий для формирования творческой личности, её инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Перед современной школой стала задача максимального раскрытия и развития потенциала каждой личности, формирование её стремления к самообразованию, самоопределению, самореализации.
Работа, связанная с формированием компетентностей требует нестандартных программ реализации индивидуального подхода. Поэтому особенно актуальна проблема разработки, создания и внедрения развивающих образовательных программ, которые бы отвечали указанным задачам. Одним из вариантов таких обучающих программ есть экспериментальная, научно-исследовательская школа, которая предусматривает создание оптимальных условий для развития ассертивности при формировании жизненной позиции детей.
Прогнозируемые результаты:
Подготовка выпускника школы как гармонично развитой личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, духовностью и культурой, творческими устремлениями и коммуникативными умениями.
Устранение школьной тревожности и развитие уверенности среди учащихся с различным уровнем социальной адаптации путем совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса, индивидуального подхода. Психологической коррекции поведения. Расширения внеклассной и кружковой работы.
Преодоление безразличия, асоциального настроения и повышения доверия к школе, снижение общественной напряженности.
Создание оптимальных условий для развития ассертивности при формировании жизненной позиции подростков.
Пропаганда и апробация опыта работы в регионах Крыма и Украины.
Нормативно-правовое обеспечение эксперимента школы
Закон Украины «Об образовании» (от 23.05.1991г.)
Закон Украины «Об общем среднем образовании» (от 13.05.1999г.)
Конвенция ООН «О правах ребенка» (постановление ВР № 789-12 от 27.02.2001г.)
Государственная национальная программа «Освiта»
Национальная программа «Дети Украины»
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым
Закон Украины «О молодежных детских общественных организациях» (от 01.12.1998г.)
Философские и психолого-педагогические работы о личности как субъекте жизнедеятельности и развития (И.Д.Бех, О.В. Киричук, С.И.Подмазин)
Работы Л.С.Выгодского, научные исследования Д.Б.Эльконина, Т.Я.Гальперина, В.В.Давыдова как основа теории развивающего обучения и творческой деятельности ребенка
Научно-педагогические принципы исследовательской и экспериментальной работы.
Осуществление психолого-педагогической и социальной поддержки.
Усиление и утверждение гуманистических принципов, выдвижение на первый план личности ребенка, как наивысшую универсальную ценность.
Социальная защита прав и интересов ребенка.
Учет личностных потенциалов ребенка.
Толерантность – быть по отношению к другим великодушным, с благосклонностью относиться к детской системе ценностей, возможно отличной от других систем ценностей, а также от системы ценностей учителя.
Безусловное и безоценочное принятие личности ребенка.
Конфиденциальность и доверительность при общении с детьми.
Методы экспериментальной работы
1.Методы психолого-педагогической поддержки учеников:
Психолого-педагогическое сопровождение
Сотрудничество
Инициирование
Принятие эмоциональных реакций ребенка
Позитивное мышление
Просветительско-профилактическая работа.
2.Методы и пути коррекции поведения учащегося:
Исследовательский
Тренинги групповые и межличностного взаимодействия
Индивидуальные консультации
Коррекция поведенческо - деятельностной сферы ребенка
Сотрудничество с семьей
3.Методы исследования:
Диагностика учебно-воспитательного процесса
Социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса
Диагностика психологических особенностей личности
4.Мониторинг:
Сбор и обработка информации
Оценка и прогнозирование промежуточных и конечных результатов
Принятие своевременных решений по улучшению и исправлению допущенных ошибок в экспериментальной работе
Банк данных
Внедрение и распространение инновационных технологий, разработанных творческими группами научно- исследовательских лабораторий
Первый этап
2007-2008 гг.
Коррекция темы комплексного исследования. Научное обоснование.
Определение проблемных вопросов в эксперименте.
Формирование гипотезы исследования.
Определение приоритетных целевых установок и основных направлений научного эксперимента.
Изучение лучшего педагогического опыта личностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Анализ лучших психолого-педагогических систем и достижений, определение единства явления, теоретических подходов, коррекция отдельных теорий, переоценка накопленных наработок.
Налаживание совместной научно-исследовательской деятельности по теме с лабораториями Института проблем воспитания АПН Украины, Крымским Республиканским институтом последипломного педагогического образования.
Определение состава творческой группы учителей- исследователей, психологической службы по основной теме комплексного экспериментального исследования.
Формирование структуры содержания научно- исследовательской деятельности учебного заведения. Проведение диагностики состояния здоровья детей и учителей.
Создание научно – исследовательских лабораторий: экспериментальной коммуникабельности творческих групп педагогов и одаренных учащихся; ассертивных проявлений и деятельности педагогов и учащихся; психолого-педагогического сопровождения ассертивности в учебно-воспитательного процесса; информационно-коммуникативных технологий образовательной среды сельской школы; мониторинга устойчивости и ассертивности. Второй этап
2008-2009гг.
Привлечение к сотрудничеству социально-психологических служб.
Научно- теоретическое исследование проблемы «Школа ассертивности как центр формирования личности устойчивой в окружающем мире».
Тестирование экспериментальных исследований. Определение всех компонентов исследования
Разработка первичных вариантов структуры и принципов деятельности средней общеобразовательной школы. Определение главных ориентиров в работе над темой. Планирование главных стратегических технологий воспитания подростков.
Завершение организационной работы по комплектованию временного творческого персонала в системе решения вопросов экспериментальной работы.
Разработка программы научно- теоретической подготовки коллектива по выбранной теме.
Планирование условий функционирования инновационного общеобразовательного учебного заведения.
Отработка диагностических методик, принципов их анализа.
Создание пробных программ, деление их по изучению в экспериментальных условиях учебно-воспитательного комплекса и в других заведениях Крыма с целью апробации.
Разработка индивидуальных программ коррекции поведения учащихся
Проведение мониторинга ассертивности.
Третий этап
2009-2010 гг.
Творческое обоснование научно-воспитательной экспериментальной модели.
Подбор необходимых экспериментальных материалов, их тиражирование, практическое комплектование экспериментальных и контрольных групп.
Разработка пакетов документов правовых знаний, которые регламентируют функционирование школы, отдельных ее структурных подразделений.
Апробация педагогических технологий и методик, их уточнение и доработка.
Совместная работа учебных заведений и общественных организаций.
Завершение разработки и апробирование модели системы воспитания подростков.
Проведение корректировки созданной системы.
Четвертый этап
2010-2011гг.
Экспериментальная проверка эффективности системы научно-методического обеспечения, индивидуального развития, укрепления моральности, природных талантов, интересов учащихся.
Исследование взаимосвязей между интеллектуального развития и поведением подростков.
Работа над улучшением содержания воспитания, завершение создания методических разработок с учетом необходимости интеграции материалов и использование специфики каждого из структурных подразделений.
Разработка и апробация деятельности научного коллектива творческих групп педагогов.
Внедрение нетрадиционных форм и методов воспитания в различных возрастных группах.
Пятый этап
2011-2012гг.
Экспериментальное внедрение модели различных программ в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым. Экспериментальная проверка и оценка их деятельности.
Обобщение полученного опыта.
Распространение полученного опыта по созданным программам.
Субъекты «Школы успешности как центра формирования личности, устойчивой в окружающем мире»
Ученики:
одаренные
социально-адаптированные
дезадаптированныеРаботники школы:
администрация
учителя – предметники
практический психолог
социальный педагог
библиотекарь
медицинские работники
Родители.
Органы исполнительной власти.
Крымский Республиканский институт последипломного педагогического образования.
Министерство образования и науки Украины
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
Общественные организации Автономной Республики Крым, Украины, Европы.
Благотворительные фонды.
Формы взаимодействия
Педагогов и учеников:
коллективная
индивидуальная
групповая
анкетирование
Администрации и педагогов:
создание союза на принципах взаимодоверия, взаимопонимания поисковой экспериментальной работе;
поощрение в идеях и мнениях;
поощрение активности в принятых решениях;
сопереживание, понимание эмоционального фона педагога;
признание достижений и успехов каждого педагога;
предоставление максимальной самостоятельности;
постановка новых увлекательных задач, избавления от однообразия в работе.
Школы и семьи:
коммуникабельность и толерантность;
индивидуальная
консультативная;
тестирование, анкетирование;
коррекционная.
Администрации школы с другими субъектами.
Формы обучения и воспитания подростков.
Дневная, индивидуальная форма обучения, вечерняя заочная, вечерняя с очной формой обучения.
Внеклассная работа.
Кружковая работа.
Совместная деятельность с общественностью.
Школьное самоуправление и соуправление.
Модель: школа, подросток, семья.