разработка урока по истории Казахстана на тему Духовная культура. Распространение ислама (7 класс)


Урок
Тема урока: Духовная культура. Распространение ислама.
Цели урока:
Образовательная: понять роль и значение ислама в развитии духовной культуры тюрков, обеспечить усвоение новых понятий.
Развивающая: развитие умения переносить знания в новую ситуацию, самостоятельно добывать знание, развитие речи, обогащение словарного запаса.
Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений, уважение к культуре тюркских народов, бережное отношение к культурному наследию.
Понятия: миссионер, суфизм, синтез тенгрианства и ислама, меценат, духовная культура, ислам, дуализм. Ход урока
Организационный момент: проверить готовность учащихся к уроку.
Основная часть
1.Проверка домашнего задания.
-Терминологический диктант по понятиям: архитектура, портал, терракота, поливная керамика, декор, инкрустация, полихромный стиль, зернь. -Фронтальный опрос:
По каким фактам мы можем судить об уровне городской культуры IX –начала XIII вв. на территории Казахстана?
Какие строительные материалы использовали средневековые зодчие?
Расскажите о керамике средневековых городов.
Почему средневековые зодчие уделяли большое внимание строительству бань? Каким должны быть бани по Ибн-Сине?
Чем характеризуется мусульманское изобразительное искусство, в чем его особенности?
Какие ремесла были ведущими в кочевой среде?
2. Изучение нового материала.
- История ислама на территории Казахстана
Рассказ учителя
VIII –IХ вв. Перед тюрками стояла важная стратегическая задача –выдержать натиск арабских завоевателей. Однако расстановка сил сложилась таким образом, что тюрки вынуждены признать гегемонию арабского халифата. Арабы распространили свою власть по всей территории Средней Азии и южного региона Казахстана. Арабская экспансия внесла кардинальные изменения в жизнь тюрков. Они утвердили арабское письмо, в сознании тюркских народов – новую религию –ислам.
Ислам является одной из крупнейших мировых религий, ему как и другим мировым религиям присуще стремление распространить свое влияние среди иноверцев, то есть, в своем историческом развитии он повторил тот же самый путь, который был пройден в сое время христианством. История ислама показывает, что арабский халифат стремился расширить свое влияние как за счет миссионерской деятельности, так и посредством завоевательных походов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником – подтвердите слова учителя материалом учебника, выпишите даты, ответьте на вопросы:
Когда и кем ислам был объявлен государственной религией?
Что способствовало распространению ислама на территории Казахстана?
Каковы особенности его распространения здесь?
Объяснить понятие миссионер.
- Влияние ислама – работа в группах
1 группа – влияние ислама на архитектуру и искусство.
2 группа – влияние ислама на политическую жизнь.
3 группа – влияние ислама на социальные отношения и обыденную жизнь населения.
4 группа – влияние ислама на литературу и науку.
Заслушать представителей от групп.
Вывод: Под влиянием ислама в IX – XIII вв. развивается тюркская культура, в этот период слагается та знаменитая мусульманская культура. В отличие от арабского Востока, где с первой четверти XI в. начинается тенденция упадка науки, искусства, в тюркском мире в IX – XIII вв. происходит культурный подъем.
- Ходжа Ахмед Йасауи и его роль в духовной истории тюрков – сообщениеучащихся.( использование дополнительного материала)
Закрепление
1 уровень 
1.Тотем-это…
2.Ислам-это..3. жертвенное животное  у казахов.
2 уровень
1. Когда и кем  ислам был объявлен государственной религией?
2.Расскажи о религиозных верованиях до принятия ислама.
3. В каких городах были раскопаны остатки мечетей?
3 уровень
1. На основе чего можно судить об укреплении позиций ислама в Казахстане?
 IV. Рефлексия: Что интересного ты узнал сегодня на уроке?
Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы к параграфу