Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения Логика

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
детского объединения «Логика»
для 4 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное









Учитель:

Золенко Галина Петровна,
I квалификационная категория

1.Пояснительная записка
Рабочая программа детского объединения «Логика» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области.
Программа детского объединения «Логика» ориентирована на обучающихся 4 класса и рассчитана на 68 занятий в год (2 занятия в неделю, 34 учебные недели). Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Содержание курса
Раздел 1. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: дидактические и развивающие игры, тренировочные упражнения, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.,
Основные виды деятельности: групповая, парная, индивидуально - обособленная, коллективная, самостоятельное решение поисковых задач. коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.
Раздел 2. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: дидактические и развивающие игры, тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.,
Основные виды деятельности: групповая, парная, индивидуально - обособленная, коллективная, самостоятельное решение поисковых задач. коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.
Раздел 3. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: дидактические и развивающие игры, тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания., качества воспроизведения материала, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.,
Основные виды деятельности: групповая, парная, индивидуально - обособленная, коллективная, самостоятельное решение поисковых задач. коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.
Раздел 4. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: дидактические и развивающие игры, тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания., качества воспроизведения материала, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.,
Основные виды деятельности: групповая, парная, индивидуально - обособленная, коллективная, самостоятельное решение поисковых задач. коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.
Раздел 5. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: дидактические и развивающие игры, тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания., качества воспроизведения материала, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.,
Основные виды деятельности: групповая, парная, индивидуально - обособленная, коллективная, самостоятельное решение поисковых задач. коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.

4.Календарно-тематическое планирование

Раздел\тема
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание




план
факт


1.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
1




2.
3.
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Развитие мышления
2




4. 5.
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
2




6. 7.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
2




8. 9.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
2











10. 11.
Совершенствование воображений
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
2




12. 13.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
2




14. 15.
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
2




16. 17.
Тренировка внимания
Развитие мышления
2




18. 19.
Развитие слуховой памяти
Развитие мышления
2




20. 21.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
2




22. 23.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
2




24. 25.
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
2




26. 27.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
2




28. 29.
Развитие концентрации внимания и мышления.
Тренировка внимания
2




30. 31.
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
2




32. 33.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
2




34. 35.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
2




36. 37.
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
2




38. 39.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
2




40.
41.
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
2




42. 43.
Тренировка внимания
Развитие мышления
2




44. 45.
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
2




46. 47.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
2




48. 49.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
2




50. 51.
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
2




52. 53.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
2




54. 55.
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
2




56. 57.
Тренировка внимания и слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
2




58. 59.
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
2




60. 61.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
2




62. 63.
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
2




64-67.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления на конец учебного года
4




68
Резервное занятие
1





Итого
68 ч




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 115