РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


А. А. Гугучкина
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
АОУ СОШ № 14 г.Долгопрудный Московской области
8-916-602-34-59: е-mail: annaguguch.01.ru@mail.ru Современная наука, экономика, образование России выбирает стратегию качества.  Мы переходим к информационному обществу, становление которого реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь, коммуникативных, т.к. высокое качество – это успех только командной работы. В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, компетентность и конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.
Ведущее место среди методов реализации стандарта принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность, наряду с развитием УУД, способствует развитию адекватной самооценки и информационной компетентности. Групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению сверстников, воспитывают в них терпимость, открытость, умение слушать и слышать других, тактичность, готовность прийти на помощь и другие личностные качества. В основу метода проектной и исследовательской работы положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Учитель в  ходе всей подготовки проекта выполняет роль помощника, организатора  деятельности, консультанта, соратника. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он направляет разные виды деятельности учащихся. (Нередко при этом учитель сам пополняет свои знания).
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Преподаватель отступает от своей роли авторитетного источника информации и становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Иногда учителю не сразу становится понятна идея обучения через проектную деятельность. Многие исходят из того, что надо сначала пройти программу, а потом иметь специальное время на проект. Но часто такого времени нет. В этом случае учитель может определить ряд тем, изучение которых возможно организовать проектным методом. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд вопросов учебной темы. Это происходит в ходе практической проектной деятельности. Учитель – лишь консультант.
Проектные уроки можно проводить на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно интересно расширить его за счет различных внеучебных информационных источников.На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы, знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки работы с информацией, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный материал (рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают, как организовать его презентацию). Далее осуществляется публичная презентация конечного продукта. Внеурочные проекты ребята, выбрав интересные темы, готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект -  инсценировка, организационный проект, проект -  выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик,  мультимедийный проект.Таким образом, посредством метода проектов, задействованы практически все виды универсальных учебных умений:регулятивные - планирование, саморегуляция;познавательные - поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательскихзадач; коммуникативные - планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.
Проекты и исследования – очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над  проектом требует как от детей, так и от учителя много времени и сил, но при правильном управлении учителем процессом работы учащихся проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету.
Литература:
1. Бухаркин М.Ю. Разработка учебного проекта. – М. 2003
2. Информатика и образование. – 2007. - № 5.
3. Полат Е.С. Метод проектов.  http://iteach.ru - Сайт «Intel Обучение для будущего». 4. Сергеев И.C.  Как организовать проектную деятельность в школе. - Москва, АРКТИ, 2003