Программа проектной деятельности «Мы — маленькие исследователи большого мира


Программа
проектной деятельности
«Мы - маленькие исследователи
большого мира

Программа проектной деятельности
«Мы - маленькие исследователи»
1. ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Внеурочная деятельность «Мы – маленькие исследователи» будет одной из таких форм.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Данная рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС НОО на основе авторской программы Р.Г.Чураковой «Проектная деятельность по изучению природы родного края»
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
-познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
-мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
-прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общая характеристика программы
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование следующих качеств учащихся: способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять
различные социальные роли в группе и коллективе.
Структура работы и этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
6. Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
Основные принципы программы.
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место проектной деятельности в системе начального образования.
Учебные проекты находят отражение в рабочих программах по предметам. Социальные, здоровьесберегающие, нравственно-патриотические, художественно-эстетические проекты реализуются через внеурочную деятельность
программой «Мы - маленькие исследователи» предназначена для учащихся 7-9 лет
Продолжительность реализации программы: 4 года (1-4 класс)
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время; в 1-2 классах 1 час в неделю, 3-4 кл. 2 часа в неделю.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.
Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:
когнитивная, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира; эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия (1ч)
Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Многообразие окружающего мира. Природа родного края. Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, главное и второстепенное. Природные изменения.
Как можно изучать окружающий нас мир. Игра (1ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Знакомство с источниками информации.
Мы – исследователи. Игра (2ч)
Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской работы. Знакомство с методами исследования (схемами).
Учимся наблюдать. Экскурсия (1ч)
Наблюдение за природой. Опрос. Обработка информации. Отчёт по собранному материалу. Оформление собранного материала. Пиктография.
Учимся проводить опыты. Игра (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. План эксперимента. Результат эксперимента. Игра «Учимся, пробуя».
Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку (1ч)
Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с различными источниками информации. Анкеты, опросники, интервью. Правила оформления библиографического материала.
Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов (1ч)
Источники информации – на книжной полке. Детские журналы «Миша», «Мурзилка» «Весёлые картинки» и другие источники информации.
Книги – помощники исследователей (1ч)
Метод исследования. Детские энциклопедии, словари – толковый, орфографический, энциклопедический, словарь фразеологизмов.
Когда компьютер становится нам другом (1ч)
Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. Интернет – источник информации.
Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации (1ч)
Поиск информации. Отбор нужной информации. Квалификация. Обобщение.
Компьютер – наш помощник. Презентация (1ч)
Презентация. Правила составления презентации. Отбор материала для презентации. Оформление работы на компьютере. Требования к оформлению работы.
Учимся задавать вопросы. Игра (1ч)
Опрос. Анкетирование. Оформление анкет. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) (1ч)
Поиск информации. Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Отчёт по собранному материалу.
Работа в группе. Мини-исследование (1ч)
Распределение на группы. Экспресс-исследование. Распределение работы.
Какие мы исследователи. Итоговое занятие (1ч)
Урок – праздник.
Что такое исследование (1ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему исследования (1ч)
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования (1ч)
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования (1ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования (1ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (2ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (1ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Эксперимент (1ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Индивидуальное исследование (1ч)
Работа индивидуальная и коллективная.  Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре (1ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе (1ч)
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация (2ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (1ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (2ч)
Урок-конференция.
4.КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (I класс)
(33 часа)
№ Дата Тема занятия Количество часов
кален факт 1. Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. 1
2. Как можно изучать окружающий нас мир. Игра. 1
3. Мы – исследователи. Игра. 1
4. Учимся наблюдать. Экскурсия. 1
5. Учимся проводить опыты. Игра. 2
6. Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. 1
7. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов. 1
8. Книги – помощники исследователей. 1
10. Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации. 1
11. Компьютер – наш помощник. Презентация. 1
12. Учимся задавать вопросы. Игра. 1
13. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) 1
14. Работа в группе. Мини-исследование. 2
15. Какие мы исследователи. Итоговое занятие. 1
16. Что такое исследование? 1
17. Как выбрать тему исследования 1
18. Цель и задачи исследования 1
19 Гипотеза исследования 1
20 Организация исследования 1
21 Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) 2
22 Наблюдение – доступный способ добычи информации 1
23 Эксперимент 1
24 Индивидуальное исследование 1
25 Работа в паре 1
26 Работа в группе 1
27 Презентация 2
28 Подготовка к защите исследовательской работы 1
29 Защита работ 2
30 Итого 33
Всего: 33 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1ч)
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы(1ч)
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач (1ч)
Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (1ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (1ч)
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.  Каталог. Работа с каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (1ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Составления анкет, опросников, интервью (3ч)
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч)
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (2ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (3ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Отчёт по собранному материалу (2ч)
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления  материала (2ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере (2ч)
Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы (1ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта (2ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации (3ч)
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч)
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (II класс)
(34 часа)
№ ДАТА Тема занятия Количество часов
календ факт 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) 1
2. Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. 1
3. Выбор темы, постановка цели и задач. 1
4. Выбор путей решения. Составление плана работы. 1
5. Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. 1
6. Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. 1
7. Составления анкет, опросников, интервью. 3
8. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. 2
9. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. 2
10. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. 3
11. Отчёт по собранному материалу. 2
12. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. 2
13. Обобщение материала. Правила оформления  материала. 2
14. Оформление работы на компьютере. 2
15. Требования к оформлению работы. 1
16. Подготовка текста защиты проекта. 2
17. Подготовка презентации. 3
18. Защита проекта. Выступление. 2
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 4ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)– 2ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Какими могут быть проекты? – 3ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 3ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Планирование работы – 3ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 5ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своѐм проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 5ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 4ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Анализ прочитанной литературы – 5ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Исследование объектов – 6ч.
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 5ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 4ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования – 3ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Оформление работы – 4ч.
Выполнение рисунков, поделок, анкетирований и т.п.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации –6ч.
Работа на компьютере – создание презентации. Конференция «Я познаю мир» по итогам собственных исследований – 3ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ исследовательской деятельности – 2ч. Анализ своей проектной деятельности. Отчёт в виде выставок, фотогазет
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (III класс)
(68 часов)
№ Дата Тема занятий Количество часов
календ Факт. 1. Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь. 1
2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. 4
3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 2
3. Какими могут быть проекты? 3
4. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 3
5. Планирование работы 3
6. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 5
7. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 5
8. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 4
9. Анализ прочитанной литературы 5
10 Исследование объектов. 6
11 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 5
12 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 4
13. Как сделать сообщение о результатах исследования 3
14. Оформление работы 4
15. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 6
16. Конференция «Я познаю мир» по итогам собственных исследований 3
17. Анализ исследовательской деятельности. Выставка проектов 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.-2ч
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Культура мышления-3.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.-5
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.-2
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Предмет и объект исследования.-4
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 4ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -4ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Наблюдение и экспериментирование -5ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Техника экспериментирования -4ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 4ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Правильное мышление и логика – 4ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Обработка и анализ всех полученных данных - 5ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Что такое парадоксы -2ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации –8ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок.Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -4ч.
Составление плана выступления. Заучивание
Защита исследования перед одноклассниками – 3ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Выступление на школьной НПК « Я познаю мир»– 2ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Анализ исследовательской деятельности –3ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выставка проектов. Публикация на школьном сайте. Выводы.
4. КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (IV класс)
(68 часа)
№ дата Тема занятий Количество часов
Календ Факт. 1. Знания, умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе. 2
2. Культура мышления. 3
3. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии 5
4. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение
гипотез 2
5. Предмет и объект исследования. 4
6. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы
по теме исследования. 4
7. Ознакомление с литературой по данной
проблематике, анализ материала. 4
8. Наблюдение и экспериментирование 5
9. Техника экспериментирования 4
10 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование
техники экспериментирования 4
11. Правильное мышление и логика 4
13. Что такое парадоксы 2
14. Обработка и анализ всех полученных данных. 5
15 Работа в компьютерном классе. Оформление
Презентации 8
16. Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите. 4
17. Защита исследования перед одноклассниками. 3
18. Выступление на школьной НПК «Я познаю мир» 2
19 Анализ исследовательской деятельности. 3
Итого – 68 часов
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение проекта:
ТСО, которыми располагает ОУ
Технические средства выбранные учащимся в связи с созданием творческого продукта (фото и видео техника, канц. товары и т. д.)
Информационное обеспечение проекта:
Интернет-ресурс
Школьная библиотека
Домашний детский энциклопедий справочник
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Перечень критериев оценивания проектов
1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мы – маленькие исследователи»  обучающиеся на ступени начального общего образования:
 -получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
-обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
-приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
-получат возможность осознать своё место в мире;  
-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература:
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.