Доклад по формированию коммуникативной культуре у дошкольников, памятка для воспитателей по нравственному воспитанию, памятка о проведении о проведении мониторинга,


Выступление на совете педагогов на тему "Использование сюжетно-ролевых игр для развития основ коммуникативной культуры и культуры общения у детей".
Активное стремление детей к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для коммуникации. Осознание детьми своего положения (как самых старших среди воспитанников детского сада) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить
выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умений сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей старшего школьного возраста. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами; для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические нормы», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми.
Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели,
согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Накопление индивидуального опыта обеспечивает самостоятельность ребенка в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники. Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Коммуникативные умения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время, должны быть объединены в сознании ребенка. Воспитание основ коммуникативной культуры дошкольников в субкультуре детства эффективно осуществляется, если:- процесс воспитания в дошкольном учреждении ориентирован на характеристики субкультуры детства;- обеспечивается интеграция общечеловеческих ценностей в содержание процесса воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников;- развивающие и игровые методы (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др.) активизируют коммуникации между детьми и взрослыми;- согласованна работа дошкольного учреждения и семьи, которая ведется параллельно, дополняя друг друга.
Понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.
Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу.
Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Самостоятельная игра детей имеет ряд особенностей: дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам), замкнутость, подчиняемость.
Таким образом, перед нами встает задача объединить детей в единый коллектив, научить общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения. Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных навыков.
Для этого необходимо:
а) знать условия развития и становления игры как деятельности, в рамках которой будут решаться воспитательные задачи;б) знать особенности ступеней развития общения в дошкольном возрасте;в) определить методы и приемы на каждом этапе руководства развитием сюжетно – ролевой игры.
За основу можно взять методику руководства сюжетно-ролевой игрой Н.М.Крыловой. Она выделяет 5 компонентов сюжетно-ролевой игры:
цель предмет средства действие результат
Стремлениебыть похожим на взрослого; мотив самоутверждения, познание своих возможностей. Знания, действия, которые будут изображены (то, что ребенок наблюдает). Роли,атрибуты, игрушки, речь. Игровые действия, игровые взаимоотноше-ния, отношение к игрушкам, выполнение правил. Удовлетворение, самооценка (ответ на вопрос: какой я? + оценка кол-ва детей и педагога).
Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой.
Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить междусобой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях, определенных сюжетом игры; контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.
Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «все делить поровну, а не хватает - сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь» и т.д . Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.
В методике руководства игрой Н.М.Крылова выделила 4 этапа (направления).
I этап. Подготовительный
Задачи:
Выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей.
Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях.
II этап. Обучение игре
Задачи:
Обеспечить становление всех компонентов игры.
Создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре.
Учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям.
III этап. Собственные игры детей
 Задачи:
Выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).
Проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль).
 IV этап. Творческая игра на уровне самостоятельностиЗадачи:
Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.
Изучать личность ребенка.
Формировать коллективные взаимоотношения детей.
Знания условий развития и становление игры как деятельности, особенностей ступеней развития общения в дошкольном возрасте позволило нам выбрать эффективные формы, методы и приемы руководства развитием сюжетно – ролевой игры на каждом этапе.
Памятка для родителей и воспитателей
1. Предупреждение агрессивных действий детей:
а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”;
е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких, с последующим разъяснением.
2. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)
Памятка для воспитателя о проведении педагогической диагностики
«Педагогическая диагностика в системе работы педагога ДОУ»
В Федеральном государственном образовательном стандарте в п.3.2.3. говорится:
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизация работы с группой детей. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в возрасте от трёх до семи лет входит в структуру Мониторинга качества образовательной деятельности. Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения.
Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию.
Главная цель диагностирования – получить оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами: - принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики; - принцип доступности диагностических методик и процедур – это необходимость такого подбора вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт - принцип прогностичности, который проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С.Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет,
каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве»).
При проведении педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, а, напротив, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас замечательно получается»;
- в качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктивной деятельности (рисунки, поделки и т.д.), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, дидактических игр и прочее), беседы. Наблюдения за детьми должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время режимных моментов, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Рекомендации заполнения «Индивидуальной карты развития ребёнка»
и «Карты индивидуального образовательного маршрута
ребёнка – дошкольника»
Создание индивидуальной карты развития ребенка в ДОО на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного процесса. Возникшая в образовании широкая вариативность образовательных программ делает необходимым выделение параметров общей характеристики ребенка при переходе от одной ступени образования к другой.
Индивидуальная карта развития ребенка – включает в себя уровень развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение уровня усвоения программного содержания по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с каждым возрастным периодом.
Индивидуальная карта развития ребёнка помогает «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада.
Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые ее заполняют в начале и конце учебного года, используя для этого результаты диагностических карт освоения образовательной программы по образовательным областям и развитию интегративных качеств детей. Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились во время мониторинга. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
Она служит общим ориентиром в достижении основных результатов развития детей вне зависимости от вида учреждения и используемых программ.
Предлагаемая форма для заполнения воспитателем ориентирована на то, что в итоге по картам будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, можно будет увидеть, соответствует ли развитие конкретного дошкольника возрастному программному содержанию.
Показателем заполнения карты является уровень:
- высокий – критерии проявляется ярко, это – достижение ребенка
- средний – критерии проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном проявлении
- низкий – критерии почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.
По результатам проводится проектирование педагогического процесса путём заполнения карты индивидуального образовательного маршрута ребёнка – дошкольника, как результата педагогического мониторинга, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Так, если существенных проблем не выявлено, акцент делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка. Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы: В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка? Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач.) Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются используемые педагогические технологии и методики, ожидаемые результаты, примерные сроки достижения результатов, критерии оценки эффективности проведенной работы).
Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми. Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.