Развитие УУД учащихся на основе проектной (исследовательской) деятельности в курсе занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Развитие УУД учащихся на основе проектной (исследовательской) деятельности
в курсе занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь»
(ОП «Современные технологии обучения естественнонаучным дисциплинам» Вариативный модуль «Подготовка педагогов к развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС ОО») (108 час)
Байдарова Марина Андреевна
МБОУ СОШ № 131
г. Екатеринбург
г. Екатеринбург 2015
Пояснительная записка
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я - исследователь» разработана на основе программы «Я – исследователь» (http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf) и методики А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2010), примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования на основе федерального государственного стандарта и инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Особенность программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Программа предусматривает основную форму организации деятельности - внеурочное занятие.
Режим занятий - 1 раз в неделю.
Объект: процесс организации проектной (исследовательской) деятельности в курсе занятий по внеурочной деятельности, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Предмет: педагогические условия реализации программы по организации проектной (исследовательской) деятельности в курсе занятий по внеурочной деятельности, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным норам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах, анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Учебно - тематическое планирование по курсу «Я - исследователь»
1 класс
Наименование
тем уроков
Кол-во
час.
Дата
проведения Содержание занятий
Результаты освоения обучающимися программы курса:
познавательные (П.), регулятивные (Р.) , коммуникативные (К.),
личностные (Л.) универсальные учебные действия.
по плану по факту Тренинг (12 часов)
1. «Что такое исследование?»

1 Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Л. Формулировать собственное мнение и позицию.
2. «Наблюдение и наблюдательность.
Что такое эксперимент?» 1 Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Л. Формулировать собственное мнение и позицию.
3. «Учимся вырабатывать гипотезы.
Учимся высказывать суждения» 1 Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
4. «Как правильно классифицировать.
Что такое определения?
Как давать определения понятиям»
1 Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Л. Формулировать собственное мнение и позицию
5. «Учимся делать умозаключения и выводы» 1
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания. Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
6. «Как задавать вопросы? Учимся
выделять главное и второстепенное» 1 Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
7. «Как делать схемы» 1 Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Л. Формулировать собственное мнение и позицию.
8. «Как работать с книгой» 1 Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
9. «Что такое парадоксы» 1 Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
10. «Мысленные эксперименты и эксперименты
на моделях» 1 Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
11. «Как планировать исследования и проекты» 1 Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
12. «Как сделать сообщение о результатах исследования» 1 Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
13. «Тренировочное занятие по методике
проведения самостоятельныхисследований» 2 На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Начинается занятие также с выбора тем исследователями. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.
В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по классу. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
14. «Экспресс – исследование» 1 Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе,
или экскурсией класс делится на группы по два - три человека.
Каждая группа получает задание провести собственное мини -
исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини -конференция. Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
15.
«Мини конференция по итогам экспресс - исследования» 1 С краткими сообщениями выступают только желающие. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
16. «Экскурсия – исследование» 1 Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии.
Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования
и провести его.
П. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Л. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
17. «Мини конференция по итогам экскурсии» 1 Конференция по итогам исследования, выполненного наэкскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается
время на сообщение и ответы на вопросы. Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
18. «Коллективная игра-исследование» 1 Коллективная игра «Как работает завод»
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства, а в ходе собственной экспериментальной деятельности дети увидят, как он функционирует.
Новогодний конвейер по производству игрушек для елки. Заранее заготовлены стандартные детали для каждого участника, дети располагаются за несколькими столами, изображающими конвейерные линии, и запускается наше производство. Предметная деятельность детей в этом случае лишена элементов творчества - ребенку надо просто действовать по алгоритму, приклеивать свою деталь на нужное место. Смоделированная игра в производственный конвейер будет восприниматься детьми как новый интересный опыт, требующий творческого осмысления и первичного понимания сути производственных и социальных взаимодействий людей.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Л. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.
19. «Экспресс -исследование «Какие коллекции
собирают люди». Коллекционирование» 1 Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
20. «Сообщения о собранных коллекциях»
2 Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Л. Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
Учебно - тематическое планирование по курсу «Я - исследователь»
2 класс
Наименование
тем уроков
Кол-во
час.
Дата
проведения Содержание занятий
Результаты освоения обучающимися программы курса:
познавательные (П.), регулятивные (Р.) , коммуникативные (К.),
личностные (Л.) универсальные учебные действия.
по плану по факту «Тренинг» (17 часов)
1. «Научные исследования и наша жизнь» 1 Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
П. Находить значимые личностные качества исследователя.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К . Формулировать собственное мнение и позицию.
Л. Формировать у детей мотивацию к обучению.
2.
«Методы исследования» 1 Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании
методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Способствовать нахождению сравнений и метафор.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
П. Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
3. «Наблюдение и наблюдательность» 1 Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические задания на развитие наблюдательности.
Л. Находить значимые личностные качества исследователя.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
4. «Эксперимент - познание в действии» 2 Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
5.
«Гипотезы и провокационные идеи» 1
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
6.
«Анализ и синтез» 1
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
7.
«Как давать определения понятиям» 1 Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
8.
«Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» 1
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
П. Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
9.
«Наблюдение и экспериментирование» 1 Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. П. Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
10.
«Основные логические операции» 1 Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. П. Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
11. «Гипотезы и способы их конструирования» 1 Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».
Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
12.
«Искусство задавать вопросы» 1
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Экскурсия.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П . Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
13. «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» 1 Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
14.
«Ассоциации и аналогии»
1 Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Способствовать развитию наблюдательности.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
15. «Суждения, умозаключения, выводы» 1 Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивать критическое и творческое мышление.
16. «Искусство делать сообщения» 1 Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Задавать вопросы.
Л. Формировать у детей мотивацию к обучению.
17. «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» 2 Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Развивать речь, аналитическое мышление.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Л. Формировать у детей мотивацию к обучению.
Самостоятельная исследовательская практика
(7 часов)
18. « Как выбрать тему собственного исследования»

1 Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.
Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
П. Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
19. «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» 2 Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Правильно задавать вопросы.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
20. «Коллективная игра-исследование»
2
Коллективное занятие «Жилой дом»
Каждый ребенок получает картонную заготовку, напоминающую железобетонную панель строящегося многоэтажного дома. В ней вырезано относительно большое окно. Поверх панели нарисован балкон. Можно дать каждому ребенку по две-три панели, ведь в обычной квартире, как известно, не одно окно. Надо объяснить детям, что к вырезам, обозначающим окна, мы впоследствии приклеим (клеящим карандашом или клеем) листочки бумаги, на которых ими будут нарисованы интерьеры квартир. Затем соединим панели скотчем, и таким образом мы получим многоквартирный жилой дом, выполненный целым классом. Работу лучше всего начать с экскурсии и наблюдений за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома в городе. Можно заострить внимание детей на самых разных моментах: эстетических (что украшает жилой дом); эксплуатационно-технических (подчеркнуть особенности функционирования системы жизнеобеспечения) и др. Затем каждый ребенок рисует «собственную квартиру», тщательно прорабатывая ее интерьер. Как только квартиры готовы, надо провести сборку жилого дома. Для этого готовые панели склеиваются скотчем. Дом готов. Завершает работу коллективное обсуждение выполненной работы. Каждый может рассказать об особенностях своей квартиры, «пригласив» других детей в гости.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Л. Формировать внутреннюю позицию обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.
21. «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований» 2 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований». Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микро группах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень
разнообразна. Кроме того, большая часть учащихся склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формировать у детей мотивацию к обучению.
22. «Семинар» 1
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивать критическое и творческое мышление.
Л. Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей.
Мониторинг исследовательской деятельности (7 часов)
23 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивать критическое и творческое мышление.
24
«Подготовка собственных работ к защите» 2 Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивать критическое и творческое мышление.
25 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» 3 «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Мотивировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения.
Уметь анализировать и делать выводы.
Р . Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
П . Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивать критическое и творческое мышление.
Л. . Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей.
Список примерных тем исследовательских работ обучающихся
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
/проект космического корабля, волшебная машина или прибор; «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», «Корабль - космический турист», «Космический авианосец», «Подводная лодка для туристов», «Домашний робот», «Супервертолет», «Суперкатер», «Жилой дом будущего»/.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
/ в качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы/.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Исследования по теме «Неживая природа»:
«Луч света», «Магнит», «Вода», «Полезные ископаемые», «Мир кристаллов».
Исследования по теме «Космос»:
«Первые космические фотографии», «Развитие ракетно-космической техники», «Аэрокосмические исследования окружающей среды и природных ресурсов Земли: выявление очагов загрязнения атмосферы и океана»,
Исследования по теме «Астрономия»:
«Кометы», «Свидетельства столкновений Земли с крупными космическими объектами», «Луна», «Наша Вселенная», «Солнечная радиация», «Атмосфера Юпитера».
Исследования по теме «Биология»:
«Микроорганизмы - самые вездесущие природные создания», «Какая причина вызвала массовую гибель гигантов, господствовавших на Земле около 140 миллионов лет», «Почему животных исключают из Красной книги?», «Угроза голода - реальная проблема для перенаселенного мира двадцать первого столетия», «Звукоподражание животным и птицам как средство приспособления к окружающей среде», « Жизнь на Земле основана на фотосинтезе растений», «Как уничтожение лесов отразится на климате нашей планеты», «О многообразии форм живых организмов», «Генная инженерия как третья научная революция в биологии», «Биотехния - наука о разведении и сбережении диких зверей и птиц в естественных для них условиях», «Почему без вмешательства человека китам не выстоять против быстрорастущих популяций более мелких китов», «Какую роль в жизни муравьёв играют издаваемые ими звуки?», «Воспроизводство живых существ - от микроорганизмов до человека с точки зрения молекулярной биологии есть биологический (то есть природный, не химический) синтез белка»,
Исследования по теме «Геология»
«Корпускулярное излучение Солнца», «Механизм зарождения тропических циклонов - тайфунов и ураганов», «Влияние ледников на климатические изменения», «Роль глобальных катастроф в истории биосферы вновь стала предметом серьезного внимания ученых», «Хлор как причина возникновения «озоновой дыры»», «Радиоактивная опасность»,
«Что такое «термоядерная зима»», «Как можно использовать особенность Мирового океана – концентрация солнечной энергии в форме тепла водных масс», «Главнейшая сила, преобразующая окружающую среду – это деятельность живых организмов, населяющих нашу планету», «Загрязнение окружающей среды», «Вода - хороший проводник звука», «Причины ухудшения качества питьевой воды», «Мощные пылевые выносы - это глобальное атмосферное явление», «Дым любого происхождения - среда агрессивная».Исследования по теме «Энергетика»
«Ветроэнергетика как один из перспективных альтернативных возобновляемых источников энергии», «Атомные электростанции», ««Голубой уголь», или энергия текущей воды – самый дешёвый вид энергии», «Лунные приливы (регулярные затопления узких полос морского побережья) как неисчерпаемый источник энергии», «Использование сажи».

Исследования по теме «История», «Культурология»
«Происхождение письменности на Руси», «Византия - средневековое государство», «Викинги», «Одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры - Ренессанс, или Возрождение»
Учебно – методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Методическое пособие.
Учебная литература для обучающихся№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1
2..
3.
4. Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.
Савенков А.И. , Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2010г.
Савенков А.И. , Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2010г
Савенков А.И. , Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г «Я – исследователь»
«Развитие логического мышления»
«Развитие познавательных способностей»
«Развитие творческого мышления»
Рабочая тетрадь для младших школьников.
Рабочая тетрадь для младших школьников
Рабочая тетрадь для младших школьников
Рабочая тетрадь для младших школьников
Список литературы и электронные ресурсы
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 200
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (07.02.15)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (07.03.15)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)