Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме


Новый федеральный государственный образовательный стандарт первостепенной ставит задачу формирования общей и профессиональной компетенции, а именно научить студентов не только специальным знаниям, а главное профессиональным умениям и навыкам. В этом свете очень актуальным выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса. Метод проектов - технология формирования и оценивания компетенций студентов в профильной подготовке. Педагогические технологии специального обучения должны обеспечивать формирование профессиональных компетенций , а также возможность оценивания их сформированности. Особо следует выделить, что технология работы над проектом, в частности над курсовым проектом дает возможность проявить учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки и коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Курсовое проектирование представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию самостоятельных решений и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой, пользоваться современными компьютерными технологиями. В профессиональном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности студентов.
Курсовой проект по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение КП осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины , в ходе которого производится обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, задач связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Цели выполнения КП:
- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовка к итоговой государственной аттестации.
Количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на выполнение КП, определяется Государственным образовательным стандартом.
Тема проекта задается преподавателем , но может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. Допускается выполнение КП по одной теме группой студентов.
По структуре КП состоит из пояснительной записки и практической части.
Пояснительная записка включает:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы
- расчетную часть с расчетами по профилю специальности
- описательную часть, в которой излагаются обоснования принятых решений
- заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов проекта
- список литературы
- приложения, таблицы
Практическая часть КП может быть представлена чертежами , схемами, графиками, диаграммами выполненными на формате А1.
КП оформляется и разрабатывается в соответствии с требованиями ЕСКД.
Общее руководство и контроль за ходом КП осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.
Важный этап КП – защита проекта. Для многих студентов это первое в жизни публичное выступление когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать отстаивать свои решения. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.
В ходе консультаций преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления, распределение времени, отвечает на вопросы. Таким образом основными функциями руководителя КП являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения
- оказания помощи студентам в подборе необходимой литературы
- контроль хода выполнения КП
- подготовка письменного отзыва на проект
При этом процесс формирования практических навыков у студентов с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
-  профессиональной готовности преподавателя к осуществлению данной задачи,
-  формирование мотивации  на проектную деятельность у студентов,
- последовательное включение в проектную деятельность системы анализа и алгоритма производимой работы
-  системный подход  к реализации программы, предусматривающей проектную деятельность студентов;
-  постоянное консультирование и сопровождение проектной деятельности проектанта руководителем проекта;
- разборка и анализ выполненных работ с целью дальнейшего улучшения качества проектов
Самостоятельная работа выполняемая студентом последовательно и логично, руководствуясь методиками используемыми в практической проектной деятельности, и видя что его проект максимально приближен к настоящему, студент свою работу воспринимает как нужную и востребованную. При этом достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, самореализовываться как личность. Иными словами проектная технология становится ядром специального профессионального образования, т.к.формирует ключевые профессиональные навыки, уверенность в себе как в специалисте.
 При руководстве курсовым  проектированием преподаватель должен выстроить работу над проектом таким образом, чтобы каждый студент выполнивший проект имел возможность ознакомиться с другими вариантами выполнения задания такого же типа. Здоровый дух соперничества не позволяет полностью удовлетвориться достигнутым, открывает перспективы учебно – познавательной деятельности.
Курсовое проектирование в частности по дисциплинам «Электроснабжение отрасли»  и «Электрическое и электромеханическое оборудование» дает преподавателю возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по предмету, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые коррективы.
Я, как преподаватель ведущий курсовое и дипломное проектирование определяю для себя следующие задачи:
-  формировать системное мышление будущего специалиста, включающее целостное понимание как структуры электроснабжения, так и теоретическое обоснование физических процессов происходящих в этой структуре
-   научить свободному владению схемами силовых распределительных сетей, методикой расчетов основных электрических параметров
- дать целостное представление      о профессиональной деятельности, о значении качественного уровня электроснабжения для предприятий
- поощрять и развивать здоровое соперничество, а также чувство взаимопомощи и сопереживания между студентами
    Можно сказать, что особая роль в достижении целей профобразования принадлежит развитию и расширению использования проектной  технологии в частности курсового проектирования и напрямую связывается с проблемой улучшения эффективности обучения и развития компетентности обучающихся, а также является условием обеспечения качества    профессионального обучения в техникуме.