«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа город октябрьский Республики Башкортостан
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Сведения об авторе:
Сарваева Гульчачак ФанависовнаУчитель начальных классов
МБОУ «СОШ№8
г.Октябрьский2015г.
Содержание
Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
Что такое учебный проект?
Роль учителя в проектной работе.
Правила выбора проекта.
Цели проектной деятельности.
Задачи проектной деятельности.
Структура проектной деятельности.
Типы проектов.
Формы проектной деятельности.
Практическая работа - организация проектной деятельности в своем классе.
Заключение.
Литература.
Актуальность.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и второе - формирование у детей мотивации к обучению. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которой в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования отводится особое место.
Цель работы:
– стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
-формирование умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости
Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
Умение доводить начатое дело до конца.
Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
Конфуций.
Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.
«Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. 
Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формирований у учащихся информационной компетенции.
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой поисковой исследовательской деятельности.
Кроме того,  становится ценностью современного общества коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
 Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возмож ностей и способов применения этих средств.
К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности решения очерченных проблем.
2. Что же такое учебный проект?
Учебный проект – это форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или учебного раздела, это совместная учебно–познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.
Это- дидактическая система реализации компетентностного образования.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проект с латинского –
это «брошенный вперёд»,
«бросающийся в глаза»
Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени;
Направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги,
При заданных ограничениях по ресурсам и срокам,
Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
В технологиях обучения особым образом сплавлены ум, мастерство, и дело – идеи, методы, формы, результаты. Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Проектный подход сложнее и для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Но необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение нужно использовать как дополнение к другим видам обучения
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты .Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию.
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия:
ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ( выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
МЕНЕДЖЕРСКИЕ(проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).
РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ(умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ(умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
РЕФЛЕКСИВНЫЕ(оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ( выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности.)
3.Какая роль отводится здесь учителю?
Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).
Учитель — инициатор увлекательных начинаний. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте. Именно такой учитель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
«Специалист»: компетентен во всём.
«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
«Координатор»: организовывает сотрудничество.
«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
4. Правила выбора темы проекта
 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
 Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
 Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Цели проектной деятельности:
воспитывать гражданскую позицию учащихся;
способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развивать значимые личностные качества младших школьников;
развивать моторику;
воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.
Задачи проектной деятельности:
формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
вооружение детей методами научного познания;
ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.
Структура проектной деятельности : Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);
Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
Контроль и коррекция результата(ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
Презентация проекта( выступление с готовым продуктом);
Рефлексия(хорошо, когда ученики проговаривают,что они увидели, узнали, запомнили. Можно провести чаепитие в конце конференции проектов.
Проектная работа занимает 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический.
3 этап – заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотекево внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.
Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:
по количеству детей;
по времени проведения проекта;
по месту проведения;
по теме.
На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.
7.Существующие типы проектов:
Практико-ориентированный проект( решение практических задач, проведение исследований);
Учебный проект(воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов)
Творческий проект( проявление и развитие художественных, музыкальных,сценических талантов)
Игровые проекты( организация мероприятия- игры, состязания, викторины, экскурсии);
Информационный проект( результаты опроса общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна из разновидностей проекта -реферат);
Социальные проекты( помощь социально незащищённым членам общества-концерт для ветеранов, игрушки, поделки,плакаты для детей детского сада (дома);акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам.)
8. ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
***Игра;
***Минипроект;
***Экскурсия;
***Наблюдение;
***Социальная акция.
По количеству участников проекты могут быть:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочные;
средней продолжительности;
долгосрочные.
9. Стадии работы над проектом:
Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Защита проектов происходит на:
конкурсах;
отчетах;
выставках;
конференциях;
праздниках;
акциях.
На заключительном, рефлексивно-оценочном этапе работы над проектом проводится научная конференция для учащихся. Метод проектов, проектная деятельность не является принципиально новым в педагогической практике и в полной мере отвечает современным принципам российского образования: системно-деятельностному, компетентностному и личностно-ориентированному подходам к обучению, воспитанию и развитию школьников.
10 Практическая работа - организация проектной деятельности в своем классе.
Проект «Дерево в осеннем убранстве» (1 урок, коллективный) – при изучении темы «Осень», проект имеет и учебные и воспитательные цели.
Проекты с использованием информационных технологий. Проект «Открытка ко Дню Победы»
«Открытка к 23 февраля»
Открытка к 8 Марта
Проекты с элементами поисково – исследовательской деятельности.
Проект « Береги здоровье». Дети рассказывали о правилах здорового образа жизни, о соблюдении правил личной гигиены , заучивали стихи, о здоровье и завершили работу выполнением рисунков.
Проект « Все работы хороши» . На уроке Окружающего мира говорили о разных профессиях людей. Отметили важность и необходимость всех профессий. Продуктом проекта стал коллаж «Кем я хочу стать?»
11. Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они стали проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.
Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. повышается мотивация учащихся к учению.
Я буду продолжать начатую работу, буду искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Надеюсь, представленный материал показался вам полезным и породил новые идеи для новых проектных работ
Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.
Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу.
Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.
Основная школа будущего - это школа проектов.
Литература
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. 2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с. 3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. 4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169. 5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с. 6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил. 7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с. 8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с