Статья по теме Методика организации проектной деятельности младших школьников


Выступление на тему: «Методика организации проектной деятельности младших школьников».
Подготовила
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 2»
Алейникова Е.С.
Десногорск 2016г.
Проектная деятельность учащихся сегодня является неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение проектными технологиями.
Проектная деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в любой школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской, поисковой, проектной деятельности, начиная с 1-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В школе проектная деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний. Мы стремимся к тому, чтобы проектная деятельность была продолжением и углублением учебной программы. Результаты выполнения проектов представляются в виде практических работ, демонстрационных и информационных стендов, плакатов. Деятельность учащихся ведется под руководством классного руководителя или учителя – предметника.
Педагогическая общественность должна осознать проектную деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования. Очень важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. У младших школьников проектная деятельность формирует:
1. Индивидуальные навыки
2. Междисциплинарные навыки
3. Навыки работы в группах
4. Самосознание
5. Навыки общения
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Под проектной деятельностью понимают деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. То есть проектно-исследовательская деятельность является организационной рамкой исследования. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
Проекты можно разделить:
1. По количеству учеников: Групповые; Личностные.
2.По продолжительности: Краткосрочные; Долгосрочные.
3. По количеству образовательных предметов: Монопроектные; Межпредметные.
4. Тип деятельности: Исследовательский; Поисковый; Творческий; Ролевой или игровой; Практико – ориентированный.
Условия для эффективной проектной деятельности
1.Провести предварительную работу.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
5. Создавать группу не более 5 человек.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации
проектной деятельности.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Цели организации проектной  деятельности Деятельность преподавателя Планируемые результаты
Формирование творческой активности Вовлечь учащихся в ак-тивную познавательную деятельность Умение формулировать цель и задачи исследования
Развитие самостоятельности Научить пользоваться на-учной литературой из фондов библиотек и ма-териалами современных информационных тех-нологий Формирование навыков в работе с различными ис-точниками информации, систематизации и обоб-щении полученных дан-ных
Обучение приемам научно-исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания Научить методам прове-дения исследования Умение пользоваться раз-личными исследователь-скими методами при ре-шении поставленных за-дач
Формирование мотивации исследовательской деятельности Сформировать познава-тельные и социальные мотивы Умение делать аргу-ментированные выводы, соответствующие пос-тавленной цели и ре-шаемым задачам
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение ис-следования Развить навыки публич-ного выступления и за-щиты своих взглядов пе-ред компетентной ауди-торией Развитие способностей к самостоятельному осмыс-лению проблемы
Выполняя проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Этап работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;
б) Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
2. Планирование
(проектировочный) а) Определение источников необходимой информации;
б) Определение способов сбора и анализа информации;
в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.
3. Исследование
(практический) а) Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;
в) Выбор оптимального варианта хода проекта;
г) поэтапное выполнение исследовательских задач Поэтапно выполняют задачи проекта. Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.
4. Выводы
(заключительный) а) Анализ информации;
б) Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Система оценки проектных работ
Одной из проблем, является система оценки проектных работ. Как оценить работу микрогруппы и отдельной личности, ее вклад в общее дело? Присуждение места или номинации (за лучшее исследование, презентацию). Затем выработали критерии оценки, которые позволяли оценить не только презентацию, но и проект в целом.
Критерии
актуальность и значимость темы проекта
глубина исследования проблемы
оригинальность предложенных решений
качество выполнения продукта
как раскрыто содержание проекта в презентации
самостоятельность работы над проектом.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защита.
Можно применить также рейтинговую оценку проектных работ учащихся.
Деятельность каждого участника проектной работы на разных этапах представляют также в виде таблицы.
Учитель Учащиеся
1-й этап – погружение в проект
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся) Осуществляют
1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи; 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач;
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает(оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): Осуществляют:
4) организовать группы; 4)разбивку на группы;
5) распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; 6)планирование работы;
7) возможные формы презентации результатов. 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) контролирует учащихся по необходимости; 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 10) «добывают» недостающие знания;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. 11) подготавливают презентацию результатов.
4-й этап – презентация
Принимает отчет Демонстрируют
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; 12) понимание проблемы, цели и задач;
13) подводит итоги обучения; 13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д. 14) найденный способ решения проблемы;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и т.д. 15) рефлексию деятельности и результата;
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
I. Планирование.
Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Учитель предлагает ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которой важно для определенного круга людей, тем самым мотивирую проектную деятельность. Здесь будут уместны чертежи, схемы, плакаты и другие виды наглядных пособий. Следующим шагом, ребята выделяют проблему, учитель им в этом помогает наводящими вопросами, и пытаются найти возможные способы решения этой проблемы. Когда таких способов предложено достаточно для решения поставленной задачи, учитель предлагает проанализировать каждую из идей.
2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.
Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т.д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. В качестве таких вопросов могут быть вопросы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Вопросы, которые может задать учитель участникам проектной деятельности на этапе планирования
Для выявления уже имеющихся знаний: Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?
Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме?
Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?
Какие способы решения этой проблемы вы знаете?
Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?
Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?
Для выявления склонности и интересов учащихся: Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?
В чем вы хотели бы лучше разобраться?
Ваше любимое занятие вне школы?
Чему вы больше всего хотели бы научиться?
Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?
Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?
Для выявления затруднений у учащихся: О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?
Что нового вам было бы интересно узнать?
В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?
Для определения темы проекта: Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?
Почему вы предпочли именно эту тему?
Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?
Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?
Также учитель должен познакомить учащихся с условиями работы над проектом (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); если в работе над проектом принимает участие большое количество человек, то необходимо продумать и организовать несколько направлений работы, при этом обязательно обозначив область рассмотрения каждого из них. Некоторые методисты рекомендуют завести журнал проекта для записи мероприятий, сроков выполнения определенной деятельности, возникшие вопросы, затруднения, примечания. При этом учитель выступает в роли консультанта и наставника для ребят.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:
собственный опыт;
результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
А также анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Мы считаем, что ведение индивидуального журнала для ученика зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.
Предлагается следующая последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом учителю необходимо следить, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации. Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- личных наблюдений и экспериментирования;
- общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
- работы с литературой и средствами массовой информации.
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя. Учителю могут помочь в работе вопросы, приведенные в Таблице 3.
Таблица 3
Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе
Определение задач: Что вам уже известно о теме?
Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?
Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.
Поиск и сбор информации: Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?
Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?
В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?
Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?
Какие работы могут выполняться параллельно?
Какие исследования требуют больше (меньше) времени?
Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?
Как распределить работу между членами группы?
Кто и за что будет отвечать?
Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Интерпретация полученных данных: Какая информация необходима для решения поставленной задачи?
Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.
Каковы критерии оценки полученной информации?
Установите связь (если она есть) между собранными данными.
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Варианты вопросов:
Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?
В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Степень активности и самостоятельности учащихся можно представить в виде схемы (см. рис.1).

Рис. 1. Степень активности и самостоятельности учащихся при осуществлении проектной деятельности
Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект.
Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Параметры оценки результатов проектной деятельности:
значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;
реальность, практическая направленность и значимость работы;
корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
логичность и последовательность изложения;
четкость формулировок, обобщений, выводов;
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
стилистическая и языковая культура изложения;
полнота библиографии;
наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;
авторство;
умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;
перспектива доработки (потенциал);
эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;
соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;
объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
культура речи;
чувство времени;
использование наглядных средств;
умение удерживать внимание аудитории;
умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
готовность к дискуссии;
доброжелательность, контактность.
Видно, что организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у школьников.