Выступление на семинаре: Реализация здоровьесберегающего подхода в ходе организации внеурочной проектной деятельности


Реализация здоровьесберегающего подхода в ходе организации внеурочной проектной деятельности
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневная. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы.
Задача школы  — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь  недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем. Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир. 
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья у обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.
Рассматривая внеурочную деятельность, как  здоровьесберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками. Чтобы осуществить успешную социализацию ребёнка, научить его игровому и социальному взаимодействию, не причиняя при этом телесного и душевного вреда, помочь преодолеть школьные страхи и сформировать потребность в здоровом образе жизни, укрепить веру в свои силы  я применяю здоровье сберегающие технологии при организации внеурочной деятельности. При этом ребёнок становится активным субъектом  своего собственного образования, а не объектом множества воспитательных мероприятий, не связанных между собой.
Как учителю биологии и географии, мне особо близка тема здоровье сбережение школьников. Но сегодня я бы хотела заострить ваше внимание на моей работе, как классного руководителя. В течение нескольких лет, я работаю над реализацией проекта «Мы за здоровый образ жизни», считаю , что это одно из главных направлений в воспитательной работе каждого классного руководителя. Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект по здоровьесбережению повышает образовательный  и здоровье сберегающий эффект внеурочной деятельности, помогает в деле приобщения детей к здоровому образу жизни.
Направление проекта – пропаганда здорового образа жизни, выбрана не случайно.
Цель проекта:
Популяризация и повышение ценности здорового образа жизни учащихся через вовлечение в занятие спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.
Задачи проекта:
- Способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни. 
- Содействовать  формированию личной ответственности за собственное здоровье.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
2. Увеличение числа учащихся,  занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
3. Снижение уровня заболеваемости в классе
 Цель моей работы - создание условий, способствующих воспитанию физически и нравственно здорового, интеллектуально развитого и социально адаптированного человека.
Исходя из цели, в опытно – экспериментальной работе формируются задачи воспитания физически здорового человека:
- исключение перегрузки учащихся во внеурочной деятельности;
Это направление реализуется путем четкого распределения обязанностей между членами классного коллектива (спортивный сектор, трудовой, учебный, культ-массовый сектор, ред. коллегия, сектор сохранности учебников и т.д.).
- оптимальная организация учебного дня с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащихся;
Организация динамических пауз со школьниками младшего школьного возраста. (учащиеся моего класса являются вожатыми 2 Б класса, систематически проводят с ними подвижные игры, физкульт. минутки на переменах)
- привлечение учащихся в занятия спортивных секций, совершенствование работы групп здоровья для нуждающихся детей; проводятся дни здоровья.
Из 25 учащихся класса 17 посещают спортивные секции по разным направлениям.
Волейбол – 3 учащихся,
Лыжи - 3 учащихся,
Легкая атлетика - 2 учащихся,
Футбол - 2 учащихся,
Бадминтон – 1 учащийся,
Спортивные танцы – 5 учащихся,
Тхэквондо – 1 учащийся.
- организация питания в школе с учетом физиологических потребностей растущего организма; в классе питалось 100 % учащихся, сейчас с введением безналичного расчета питается 20 из 25 (80%).
- просветительская работа среди родителей о важности здорового образа жизни; Проведение тематических родительских собраний по темам: «Профилактика употребления младшими подростками ПАВ», «Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни», «Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов», «Профилактика суицидов и суицидального поведения». Проведение совместных мероприятий детей и их родителей. (Совместные походы и праздники)
- Мероприятия на открытом воздухе;
Походы в лес, экскурсии, поездка на святой ключ, пешая прогулка через лес к реке Кама, прогулки по зимнему лесу, катание на лыжах в лесу и коньках на открытом стадионе. - развитие осознанной мотивации на сохранение здоровья и соблюдение ЗОЖ; Проведение классных часов по теме сохранности здоровья. Участие в школьных и городских соревнованиях:
в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу,
в городских соревнованиях по волейболу,
в соревнованиях по военно-спортивному многоборью «Веселые старты,
в соревнованиях по лыжным гонкам,
во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России»
участие в Фестивале здорового образа жизни
обучающихся Елабужского муниципального района
- обеспечение наркологической грамотности. Так же проводятся классные часы по теме: «Профилактика курения», «Вредные привычки: профилактика зависимостей», участие в конкурсе плакатов «Скажи наркотикам нет»,
- Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь Обеспечение психологического комфорта в классном коллективе, формирует тесную искреннюю дружбу детей. (демократический стиль общения с учащимися, проведение тренингов на сплочение класса, общение с животными)
Обсуждение памяток по сохранению здоровья, о действиях при чрезвычайных ситуациях
Оздоравливающему эффекту способствует правильно организованная подготовка воспитанников к урокам, где учитываются мною
-- психологический климат, положительный эмоциональный настрой;
-- гигиенические условия: нормальная температура в классе и свежесть воздуха; рациональное освещение;
-- правильная посадка учащихся;
-- проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов: дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
Здоровьесбережение – основа позитивного социального становления обучающихся.Данный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди учащихся через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодежи нашего города.
Миссия проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.
Считается, что общественная тяга к здоровому образу жизни — знак социального оптимизма. Реализация проекта «Здоровый образ жизни» позволит зарядить социальным оптимизмом учащихся.
Проект здоровье сбережения, долгосрочный. Он реализуется, начиная с 5 по 11 класс. Дети растут и начинают готовить свои проекты по здоровье сбережению. Один из них хочу предложить вашему вниманию.
Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях современной школы, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.