Программа вокального кружка Солнышко






Программа
вокального кружка «Солнышко»
для учащихся 1-4классов
срок реализации – 2 года
возраст детей – 7-11 лет


Автор-составитель : учитель музыки высшей категории
Шайпак Венера Жумабаевна








2014г
1.Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации адресуются учителя музыки.
Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и старшего возраста.
Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.
Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам
получить основы вокального и музыкального образования, а так же
Эмоциональное развитие ребенка через песню.
Расширение представления об окружающем мире.
Развитие способности к самовыражению, самореализации
Для достижения главной цели перед педагогом ставятся следующие задачи
Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
отмечать правильное и неправильное пение;
расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
учить импровизировать.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
Создание предметно-развивающей сферы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности (ансамбля "Акварельки").
Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.
Желаемый результат
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.
Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.
Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения программы.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство
Первый год обучения:
№ п/п
Тема
Кол- час





1
Введение. прослушивание голосовых аппаратов
Беседа о ТБ, голос, профилактика
Знакомство с голосовым аппаратом
2

2
Певческая установка. Дыхание
3

3
Детский фольклор.
3

4
Детские песни в нашей жизни
Песни из мультфильмов. Дирижерский жест
2

5
Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ритм

7
4

6
Вокальная позиция.
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.
3

7
Звуковедение.
3

8
Дикция.

4

9
Канон.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
2
2
1



Второй год обучения:
№ п/п
Тема
Кол. час





1
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
3

2
Звук. Тембр звука.
1

3
Детские песни в нашей жизни.
1

4
Фольклор. Жанры РНМ.
2

5
Унисон.
Вокальная постановка
Вокальная позиция.
13

6
Дикция. Дикция вокальных звуков.
4

7
Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.
2

8
Сценическая хореография.
5

9
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
5

10
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
2































13PAGE 15


13PAGE 14815








Заголовок 315